Посеем семена добра…

Это блог о том, как остаться человеком в наше непростое время…

Два этюда

Написано в рубрике: На вольную тему — admin 12:37 пп в Суббота, 13 декабря, 2014

P1000342                          

 

                                                        * * *
    Люблю водить дружбу с  водой.  Наверное,  поэтому   и не отказалась от «горящей» путевки  в Дом творчества, который расположился на живописном  берегу  Москвы-реки.   Вы замечали, как меняется красота  средней полосы  возле водоемов?  Какой интенсивно-зеленой становится  природа:  луга, деревья, цветы – все досыта напитано  влагой жизни, которую несет река.  А птицы?   Громче и разнообразнее их голоса   ранним утром,  нежнее и тише к  вечеру.  И их такое множество! А речные радуги?  А облака?   Нет лучшего времени, чем утро  у воды. Сразу после завтрака  живой лентой отдыхающие  проплывают  на пляжи по главной аллее парка.
 
   Рядом со мной  каждое утро, расстилая  свой золотисто-желтый коврик,  ложилась загорать довольно пожилая дама. Смешно приклеивала на нос принесенный с собой листочек подорожника, надевала темные  и не модные очки  и наслаждалась солнечными ваннами.   Мы познакомились лишь спустя неделю. Она была молчалива – редкий женский дар.   Никогда не отдыхала после обеда.  Любила гулять по аллеям парка.  И не ужинала.  Танцы и экскурсии  тоже ее не привлекали. В  плетеной из соломки сумочке, с которой она никогда не расставалась,  пряталась книга.   В этой пожилой даме  была какая-то загадка, которую хотелось  разгадать.  Позже меня осенило  –  она умела быть одна.  И это получалось не вынуждено, а, наоборот, как-то возвышенно  и  красиво.
 
   Людям свойственно собираться в стаи. Но всегда встречаются изгои, которые выбирают непозволительную роскошь – быть  подлинными. Они не носят маски, не играют по правилам,  не зависят от оценок окружающих. А  это наказуемо. И тогда от них отворачиваются. Вечный сценарий «гадкого утенка на птичьем дворе». Наблюдая за Ольгой Николаевной, я думала: «Это храбрость победителя или смирение побежденного?»

   Незадолго до отъезда, мы вдвоем  сидели на обрыве и молча смотрели на реку. Возвращаться в корпус не хотелось. И вдруг, неожиданно для меня, она заговорила:

   — Спасибо вам, что умеете так красноречиво молчать.  Вы одна из немногих, кому я хоть как-то интересна.  Я это сразу почувствовала. Спасибо, что вам не все равно.

Она  умолкла также неожиданно, как и заговорила. Мне показалось, что в ней  происходит внутренняя борьба. И я не сочла возможным вмешиваться.
 
    — Вы, наверное,  решили, что я – гордячка?  Но это другое. Я ведь, деточка,  из прошлой эпохи. А в то время женщины ездили на Днепрогэс и Магнитку,  осваивали целину, строили высотки, одним словом, трудились на благо страны наравне с мужчинами. А у меня не получалось – наравне.   Была ли я ленивой? Да, нет, не была.  Бездарной  неумехой? Тоже  нет. Я искренне хотела вместе со всеми работать под песню: «Наш паровоз вперед летит…».  Но как ни старалась,  мой  личный паровоз  всегда стойко стоял на  запасном пути. Как бы я ни пыталась заставлять себя  жить по правилам коллектива, у меня не получалось.  И в каком бы ведомстве я  ни служила в те  далекие годы,  коллеги это замечали. За спиной называли  барынькой и белоручкой.  А случалось,  и просто игнорировали, втихаря  дразня «контрой».  А моя отстраненность от  среднестатистической советской  женщины  объяснялась  всего лишь  одним – искренним нежеланием  превратиться во что-то среднее, типа товарища и брата по оружию.  Я упорно не могла понять – что такое равенство полов.  Вот такая я протестантка.
 
   Она опять  надолго замолчала.  Но теперь уже по-другому, словно вспоминая о чем-то ушедшем давным-давно. Потом продолжила:

    — Вынужденное одиночество совсем не похоже на  выбранное.  Общее пренебрежение  ломает.   Вы знаете,  у меня был очень трудный период в жизни. В какой-то момент я поняла, что другие люди не хотят, чтобы  « Я БЫЛА».  Очень долго пыталась этому сопротивляться, а потом сдалась.  И решила – «НЕ БЫТЬ».  Заработала  легочную болезнь,  как результат глубокой печали.  Уже в санатории один старый доктор сказал мне: «Подумайте,  Вы готовы жизнь отдать за то, чтобы Вас принимали за свою?  Вы готовы поломать себя ради того, чтобы петь хором?  Источник радости и счастья человека  у него внутри, этот источник – вечен, не иссякаем. Если Вы его отыщите, то никогда  больше  не будете страдать от вынужденного одиночества.  И  я ему поверила и решила выздороветь.  Он меня  уговорил.»
 
    Затаив дыхание, боясь перебить ее откровенность движением  или вздохом, я слушала, как завороженная. Потому что первый раз в жизни столкнулась с особой формой женского протеста в борьбе за подлинность. Это была не знакомая мне разновидность женственности, которая сгибалась, как лоза,  вплетенная в сложные замыслы  эпохи социализма, ей пытались содрать кору грубой рукой судьбы, но она жила. Вопреки. И в этой гибкости  обреталась  великая сила мудрости  — петь сольную партию.
 
    Наверное, именно тогда я решила, что русская соборность, о которой мы так много  говорили  с друзьями, все-таки не  выстраивается по принципам  колхозного коллективизма.  В соборности нет  идеологии обвинения за индивидуальность, потому что во главе стоит Учитель Любви.   И еще я поняла, что связь с прошлым нам необходимо осуществлять не только через компьютер, книги и периодику.   Для нас сохранили людей, которые видели иное время, жили в иную эпоху и собрали уникальный личный опыт. И он не должен затеряться в коридорах времени.

 

                                ***


   В чем различия между мудрым, умным, информированным? Душевным  и  духовным? Уверенным и сомневающимся?  Задающим  вопросы или всегда знающим ответы?
 
   Я ехала в электричке на дачу.  Последний вагон, как хвост гусеницы, раскачивался то влево, то вправо, убаюкивал и обещал целый час вынужденного отдыха  после активной беготни и суеты на неделе. За окошком проплывали подмосковные пейзажи: маленькие перелески разделяли  между собой  поселки, на километры растянутой гармошкой громоздились трехметровые заборы, торговые центры кокетничали в вертикальном озеленении, а вереницы машин выстраивались в терпеливые очереди на переездах.  Одним словом, все, как всегда…
 
   В моей сумочке лежала тетрадь, на обложке которой зайцы и медвежата играли в мячик. Ее мне подарила тихая и очень милая девушка, решившая уйти из мира в монастырь. Сначала тетрадь была приготовлена ею  в мусор вместе с остальными уже не нужными вещами. Но поймав мой просительный взгляд, она, смущаясь, передала мне это сокровище со словами:
 
   — Я здесь пыталась поговорить с Богом, возьми, если  тебе нужно.

Мне было нужно. И я с благодарностью забрала тетрадь себе.  Уже довольно давно я носила ее  в сумочке, читая при каждом удобном случае. И только недавно поняла, что пытаясь отыскать в ней знание,   нашла молитву.
 
    « Я все время ищу Тебя, Господи.  И самое смешное или глупое, что пытаюсь найти через интернет.  В поисках Твоих адептов я скоро сломаю мозг. Но кого бы я ни встретила, скольких бы людей не услышала, мне все время кажется, что они  близко от Тебя, но не с Тобой. Спасибо им за опыт, за то, что находят в себе силы и желания поделиться им. Спасибо всем, кто пытается помогать другим на дорогах к Тебе. Но я понимаю, что пути, по которым Ты ведешь людей к Себе, так различны, что никто не может научить меня моему. Никто, кроме Тебя.  В сущности, соборность – это объединение нас в Твоей благодати. Но внутри этой соборности каждый одинок на дороге к Тебе и это понимание приходит не сразу.  Мы стараемся выполнять заповеди блаженства, данные Тобой, но даже это выполнение  случается  различно, потому что мы  так отличаемся друг от друга… И, может быть, в этой своей индивидуальной неприкаянности мы все так стремимся быть поближе друг к другу, так хотим обрести родных или единомышленников. Но в итоге приходит понимание, что нет никого ближе Тебя. И тогда человек остается один стоять на дороге,  а Ты  ждешь его в назначенном Тобою месте.…
   Иногда тоска по Тебе становится невыносима. И тогда  осознаешь —  это главное проклятие человека – разделенность с  Тобой. Главная мука, которую можно обозначить, как ад:  в  вечности – и без Тебя.
   Я вижу Тебя в каплях после дождя, в зелени майской листвы, я  ищу Тебя в мире, который был создан Тобой в нетленной красоте.  Через него Ты рассказываешь  нам о Себе.  Создавая эту неподвластную  уму красоту Ты  говоришь  нам о Своей Любви.
 
   Что же мы принесли Тебе  взамен?
 
   Как хотелось бы вложить  всю боль, стыд и раскаяние, в одно слово: «Прости». Но, ведь, Ты уже ответил, сказав: «Прости им, ибо не ведают, что творят». Ты так велик во всем.  И  в незаслуженном нами прощении… Ты Собой учишь нас искать оправдание, а не обвинять,  искать глубину милосердия, а не поверхностную  справедливость, постигать мудрость, не заменяя ее всезнайством. Слава Тебе, показавшему нам Свет!

   Пытаясь говорить с людьми, я не понимала, что у меня есть единственная потребность в разговоре с Тобой. Мне казалось, что сообщество людей поможет мне  пройти эту жизнь. Как поздно я поняла, что главное в ней  —  Ты. И только в беседе с Тобой выйдут наружу истинные мотивы моих  мыслей и поступков. Ты – единственный Судья, совершенная Совесть, Правда  души моей.»

 
                                ***


   Мой отец говорил мне, что прежде чем писать картину, художник пишет этюды, и часто через эти детали понимает общий замысел будущего полотна.  Мне казалось, что в его мастерской было столько замечательных картин. А он смеялся над моим невежеством тепло и по-доброму и всегда повторял, что не написал ни одной стоящей картины, а так, лишь этюды, объединенные общим замыслом…   
   

Нет комментариев

Пока комментарии отсутствуют.

RSS-фид для комментариев к этой записи.

Извините, сейчас форма введения комментария недоступна.