Посеем семена добра…

Это блог о том, как остаться человеком в наше непростое время…

Отвечая на письма

Написано в рубрике: Отвечая на письма — admin 3:51 пп в Воскресенье, 30 января, 2011

смотрю, думаю, пишу

Здравствуйте………..!  Спасибо за переписку, диалог и разрешение ответить Вам на страничке сайта. Когда можно начинать говорить с ребенком о смерти? О ее неотвратимости?  Брать ли с собой детишек на похороны?

   Как мне кажется, в этом вопросе самым неверным будет создание общего правила. Мы любим следовать принятым инструкциям, любим руководство и чужие авторитеты. К сожалению. Как показывает опыт работы и опыт прожитой жизни – мы все уязвимы перед горем. И маленькие и большие. Кто-то из нас более психологически устойчив. Кто-то менее. Я бы не стала травмировать ребенка, если у него высокий порог чувствительности. И если у взрослых в этот момент нет определенной сдержанности в поведении. Ведь у нас у всех совершенно неодинаковая способность контролировать себя во время глубокого горя, отчаяния, душевной боли. Мне приходилось бывать на многих похоронах. В одних случаях люди ведут себя тихо, их боль спрятана, ее острота выдает себя только скорбью в глазах. В других случаях  —  может быть громкий плач, безутешность, крик. Думаю, что для ребенка, особенно маленького – это будет слишком большая травма. Еще думаю о том, что в разговорах с детьми на такие сложные темы просто невозможно ограничиваться одной беседой. Эти беседы будут возобновляться по мере возрастания. Согласитесь, что малыш, который думает, что его нашли в капусте, вряд ли будет это утверждать в начальных классах, и уж совсем иначе – в старших. Рецепт?  Быть РЯДОМ с ребенком. РЯДОМ – в смысле «вчувствования» в его внутренний мир. Тогда будет проявляться реакция готовности говорить с ним по мере его «вхождения» в жизнь. «Уберечь» и «Не навредить» — не совсем одно и то же. Нужно ли беречь ребенка от проблем взрослой жизни?  Думаю, что нужно. Но не самозабвенно, а с рассуждением. Если человек погибает внезапно – это горе и взрослому понести очень трудно. Чаще, все-таки, смерти предшествует болезнь. И вот здесь, как мне кажется, просто необходимо обучать маленького человека милосердию. Разговаривать с ним, подготавливать к исходу, если взрослым уже все понятно. Тогда травма ухода не будет такой резкой и сильной. Тем более, если ребенок воспитывается в вере и ему рассказывают, что земной жизнью человеческая жизнь не кончается.

   Мы все стараемся думать о смерти не слишком часто. В ком-то эти мысли вызывают беспокойство, страх. В ком-то  острое желание отложить все это «на потом». Поэтому, смерть всегда приходит «неожиданно», «не звано». И поэтому возникают вопросы – «Что с этим со всем делать?»  Наверное, принимать. «Смену лет, закаты и восходы. И любви последней благодать. Как и дату своего ухода надо благодарно принимать». В сущности, проблема смерти – это опять возврат к проблеме принятия.

Нет комментариев

Пока комментарии отсутствуют.

RSS-фид для комментариев к этой записи.

Извините, сейчас форма введения комментария недоступна.