Памяти Ивана Александровича Ильина
Художник Михаил Нестеров, 1921 год
ИЛЬИН Иван Александрович был христианином, монархистом, русским мыслителем, патриотом, писателем, философом, и общественным деятелем. В своем учении, он продолжает традиции русской духовной философии. Его внимание концентрируется на сердце человека, как сердцевине души, главной ее составляющей. «Мышление без сердца», деятельность, успех и достижения, сколь упорными они бы не были, и какое бы признание в обществе не имели, выраженное в карьерном росте, богатстве, лидерстве, по своему существу глубоко эгоистично, цинично, животно, по своей сути. “Человек, душевно расколотый и нецельный, есть несчастный человек. Если он воспринимает истину, то он не может решить, истина это или нет, ибо он не способен к целостной очевидности… он теряет веру в то, что человеку вообще может быть дана тотальная очевидность. Он не желает признать ее и у других и встречает ее иронией и насмешкой”. Будущее Иван Александрович видел неразделенным с разумной светлой верой, сердечным созерцанием и «совестной волей». Разуму в его представлении предстоит обучиться «взирать и видеть», осознавать. Результатом его духовной философии стали его книги“О сопротивлении злу силою”, « Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», « Сущность и своеобразие русской культуры», « Путь духовного обновления» и многие другие. Их можно купить и читать.
«…Семья начинается с брака и в нем завязывается. Но человек начинает свою жизнь в такой семье, которую он сам не создавал: это семья, учрежденная его отцом и матерью, в которую он входит одним рождением, задолго до того, как ему удается осознать самого себя и окружающий его мир. Он получает эту семью как некий дар судьбы.
…Семья является первичным лоном человеческой культуры… Здесь пробуждаются и начинают развертываться дремлющие силы личной души; здесь ребенок научается любить (кого и как?), верить (во что?) и жертвовать (чему и чем?); здесь слагаются первые основы его характера; здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья и несчастья; здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец.
…человеческая семья, в отличие от «семьи у животных», есть целый остров духовной жизни. И если она этому не соответствует, то она обречена на разложение и распад.
…Семья распадается совсем не от ускорения исторического темпа, но вследствие переживаемого человеком духовного кризиса. Этот кризис подрывает семью и ее духовное единение, он лишает ее главного, того единственного, что может сплотить ее, спаять и превратить в некое прочное и достойное единство, а именно — чувства взаимной духовной сопринадлежности.
…Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где заключается брак без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего первого назначения.
Ильин И.А., «Путь духовного обновления», глава 5 » О семье». Печатается по Собранию сочинений, изд. г. Москва, Русская книга, 1996 г.
Барон Врангель (в центре) в замке Зеон в кругу друзей.
Стоят слева направо: второй слева — Николай Михайлович Котляревский,
секретарь генерала Врангеля; Наталья Николаевна Ильина,
« Все почувствовано .
Так много выстрадано ,
Узрено в любви.
Немало взято на душу.
Постигнуто немногое.
Спасибо Тебе, вечная Доброта.»
Могилы Ивана Ильина и Антона Деникина в Донском монастыре.
Фото А.Н. Савельева.