Посеем семена добра…

Это блог о том, как остаться человеком в наше непростое время…

Покаяние

Написано в рубрике: Душа с душою говорит... — admin 3:19 пп в Воскресенье, 13 февраля, 2011

предстояние

В период Великого поста мне приходилось сталкиваться с обострением депрессивных состояний у некоторых прихожан, обращающихся за помощью. Множественные ограничения, которые мы испытываем во время поста, не всегда способствуют нашему «обновлению». Безусловно, важно воспитывать в себе мужество через отказ от комфортного, удобного, привычного.  Но воспитание мужества – не есть главный аспект в покаянии. Так же как и жестко-аскетический отказ от пищи. «Кто сколько может вместить». Если результатом поста становится нарушение психического и физического здоровья, а не встреча с Богом, то, скорее всего, как мне кажется, пост не удался. Из года в год отцы Церкви в духовных беседах и проповедях рассказывают нам о покаянии. Не о том, каким мы его себе представляем, а том, о котором говорил наш Господь Иисус Христос и Иоанн Креститель, Исаак Сирин, Иоанн Лествичник и многие, многие отцы Церкви. Они различали два состояния в человеке. Раскаяние и покаяние. Человек совершает действие, противоречащее духовному закону, оставленному для нас Господом. Он испытывает огорчение, боль и больше не желает поступать подобным образом. Это раскаяние. И по наблюдениям, очень часто мы прибываем в состоянии глубокого и вседневного раскаяния, которое действуют на нас не позитивно, а скорее, разрушительно. Как сказала одна прихожанка: «Я ненавижу себя за то, что каждый день делаю одни и те же грехи. И за 15 лет моего посещения Храма ничего не изменилось». Без раскаяния трудно совершать покаяние. Но если без покаяния жить только в раскаянии, можно очень сильно повредить и своей душе и телу. Самобичевание тоже имеет свои пределы. И, возведенное на высокие ступеньки, скорее мешает смирению и питает гордость. Покаяние же, наоборот, высветляет душу, открывает для нас Царствие Небесное, позволяет прикоснуться к любви Божией и в ней друг к другу. Оно благотворно действует на душу и тело человека, оздоравливая его, приводит к пониманию, что, как говорил Иоанн Лествичник: «покаяние есть дочерь надежды и отвержение отчаяния». «Это не упадок духа, но энергичное ожидание; это не значит, что ты оказался в тупике, но что ты обретаешь выход. Это не ненависть к себе, но утверждение своего истинного «я» как созданного по образу Божию. Каяться — значит смотреть не вниз на свои собственные недостатки, но вверх — на любовь Божию; не назад, упрекая себя, но вперед — с доверием и надеждой. Это значит видеть не то, чем я не смог быть, но то, чем я еще, по благодати Христовой, могу стать». Покаяние – это не просто изменение. Это – надежда на изменение нашего ветхого человека в уповании на милость Божию. Митрополит Антоний Сурожский писал для нас: «Когда мы поступаем не хорошо, когда говорим недолжное, когда темные мысли роятся у нас в голове или сходит на сердце помрачение, мы, если хоть немножко просветимся, начинаем чувствовать угрызения совести. Но угрызение совести — это еще не покаяние: можно всю жизнь упрекать себя в дурных поступках и в злом слове, и в темных чувствах и мыслях — и не исправиться. Угрызение совести действительно может из нашей земной жизни сделать сплошной ад, но не открывает нам Царствия Небесного; к угрызению должно прибавиться нечто другое: то, что составляет самую сердцевину покаяния, а именно — обращение к Богу с надеждой, с уверенностью, что у Бога хватит и любви к нам, чтобы простить, и силы, чтобы нас изменить. Покаяние — это тот поворот жизни, оборот мыслей, перемена сердца, который нас обращает лицом к Богу в радостной и трепетной надежде, в уверенности, что хотя мы не заслуживаем милости Божией, но Господь пришел на землю не судить, а спасти, пришел на землю не к праведным, а к грешным». Как сильно звучит призыв к пониманию, что покаяние невозможно без осознания того, что Бог – центр нашего бытия. И до тех пор, пока внутри нас не вырастет в полную меру это понимание, эта «перемена ума», покаяния может не произойти. Милостью Божией дары благодати Духа Святаго , такие как покаяние, вера, любовь обретаются человеком не сразу, а лишь по мере его готовности принять, сохранять и пребывать в этом. И входит это в нашу жизнь только тогда, когда ведение Бога перемещается с периферии нашего сознания в центр. Когда  Бог  становится самым важным в жизни, всем тем, чем мы живем и мыслим и существуем. Когда личный опыт общения с Ним скажет нам не только то, что Он – есть, но и  Кто Он есть.

Нет комментариев

Пока комментарии отсутствуют.

RSS-фид для комментариев к этой записи.

Извините, сейчас форма введения комментария недоступна.