Посеем семена добра…

Это блог о том, как остаться человеком в наше непростое время…

Мысли, посетившие во время Рождественского поста… или вновь о гордости

Написано в рубрике: На вольную тему — admin 2:41 пп в Понедельник, 3 января, 2011

когда ушла Любовь

«Любовь долготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведёт счёт злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё переносит. Любовь никогда не кончается». Такими словами апостол Павел попытался донести до нас те из проявлений любви, какие человек, в своей поврежденной природе, способен осознать. Любовь «никогда не кончается». И во всей своей полноте явлена в Боге, Который есть Истина, и Любовь, и всякое Благо. Поэтому для человека, устремленного к соединению с Богом, в возвращении к Нему, нет предела совершенствованию в любви. И, «если я языками человеческими говорю и ангельскими, но любви не имею, — сделался я медью звучащею и кимвалом звенящим. И если я имею пророчество и постигаю все тайны и всё знание, и если имею всю веру так, чтобы и горы переставлять, но любви не имею, — я ничто. И если я раздам всё имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, — нет мне никакой пользы» — добавляет апостол эти богодухновенные слова. То есть человек, прибывающий в Боге – все. Человек, удаленный от Бога, Истины, Любви – ничто. Так что же мешает человеку признать эту правду и последовать ей? Святоотеческие труды говорят нам о самом главном препятствии на этом праведном пути – гордости, матери, прародительницы всех пороков, отделивших землю от Неба, сердце человека от Бога. Чтобы попытаться, с Божьей помощью, лечить эту духовную болезнь, хорошо бы с ней познакомиться более детально. Гордость проявляет себя тщеславием, славолюбием, властолюбием, холодностью, жестокостью, безразличием к страданиям ближнего. Мечтательностью ума, усиленным действием воображения, демоническим характером всего облика. Мрачностью, тоской, отчаянием, ненавистью, ропотом, завистью, приниженностью. У некоторых – срывом в плотскую похоть (или сексом ради секса, как говорят сегодня). Или томительным внутренним беспокойством, непослушанием, боязнью смерти или, наоборот, исканием покончить жизнь. Потому что в отчаянном своеволии человек борется с волей Божией. И чем сильнее упорство в противлении, тем больше и нестерпимее страдания, которые лишают душу и покоя и мира. И, наконец, что нередко, особенно сегодня, полным сумасшествием. Вот признаки демонической духовности, или, другими словами, гордости. Но, доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными. Так пишет о гордости иеромонах Софроний в книге «Силуан Афонский». Как вид имеет свои подвиды, как болезнь может проявляться в большом количестве мелких симптомов, так гордость, проникая в нас, и «сроднясь», маскируется на первый взгляд «невинными» качествами характера. И вот здесь кроется главная ловушка, в которую попадают и страждущие и те, кто пробует им помогать. К таким «невинным», качествам, относится – обидчивость. Нам часто кажется, что с нами грубо или равнодушно разговаривают, нас «не ценят и не понимают», что людям вообще «не до нас». Мы обижаемся друг на друга за невнимание, не угождение нашим желаниям и прихотям, одним словом, за то, что «не носимся друг с другом, как с писаной торбой». Обижаем и обижаемся. И твердо убеждены в необходимости профессиональной помощи, чтобы «справиться» с обидчиком и пожалеть «себя, любимого». Обидчивость ходит рука об руку с саможалением. Гордость может проявиться в возношении, высокомерии и даже презрении к другому. Как часто, приходя на прием к «начальнику», мы можем услышать покровительственный или презрительный тон голоса, снисходительную манеру поведения, будто «нам делают одолжение», демонстрируя всем своим видом собственную значимость и избранность. Легко заметить, что гордость не терпит критики в свой адрес. И, как следствие, может долго сохранять в памяти и самого обидчика и те слова, которые ущемили его мнимое достоинство. И тогда мы можем наблюдать еще один симптом гордости — злопамятство. Кто из нас не замечал в себе некое внутреннее убеждение, что только « я прав», а ошибки «совершают другие»? Самоуверенность ведет «за руку» упрямство. И слепоту, которая не позволяет видеть свои грехи и их проявление. Видимо, поэтому опытные духовники так осторожны и милостивы, когда общаются с нами, поврежденными вирусом гордыни. Как объяснить слепому, что такое зеленый цвет листвы? Как объяснить зараженному гордыней, что не он центр вселенной? И не только он бывает прав? Когда-то давно я услышала фразу: «Гордыня лечится унижением». И страданием. Потому что не получая должных признаний, почета и подтверждений в «избранности» — гордый человек страдает. И страдание это может иметь некие «извращенные» формы, которые проявятся в зависти. Особенно – духовной. Если у соседа есть дача и машина, а у меня этого нет, то, подумав, я прихожу к выводу, что были бы деньги… А вот если у кого-то есть доброта, душевная щедрость, внутренняя красота, которой у меня нет и которую нельзя срочно купить за деньги…. Вот тут-то и начинается «внутренний ад», который может просто испепелить душу. А в самых тяжких случаях добавится еще и искушение верой. Потому что гордыне часто сопутствует вера искаженная, за которой может наступить неверие. Прелесть – любимая дочь гордыни. Прелесть – от состояния прельщения. Того самого, которым заболели наши прародители. И которая за столько веков успела принять чудовищные формы. Это – букет, «созвездие» со знаком минус того творческого потенциала, который мог бы проявится как сотворчество с Богом, но проявился, как протест и враждебность Богу во всем. В этом вся эзотерика – с ее возрастанием в гордыне и ослеплении множества душ. Враждебность. Она может быть явной и открытой, как откровенное противостояние Богу. И как не любовь, ненависть, не принятие и не уважение человека. Может быть замаскированной, камуфляжной, и от этого очень опасной. Как часто мы слышим слова: « У меня Бог в душе», «Свет пребывает внутри меня», «Энергия Бога вошла в мою душу» и т.д. И при этом – осуждение ближних, раздражение и недовольство по любому поводу. Удивляешься только одному – твердой уверенности в том, что по этому ложному мнению Господь состоит на службе у человека. И человек этого достоин. И непонимание этого чудовищного перевертыша. В этот момент Я ЕСТЬ – звучит зловеще и очень напоминает «будете, яко боги». И ложь опять рождает ложь. Вера в собственную исключительность и значимость становится питательной средой, на которой как в теплице вырастает самолюбие, самомнение, самоуверенность, эгоизм и убежденность в том, что ты в жизни всегда достоин самого лучшего. И вот здесь психология «постаралась». Именно из этого мешка высыпается вся та макулатура, повествующая о «влияниях», «успешности», «манипуляциях», которая засоряет сегодня полки книжных магазинов. И отсюда так цинично выглядит нахальство, дерзость, нескромность и хвастовство – все то, что сегодня, определяется, скорее, как достоинство, а не недостаток. И еще гордости не ведома благодарность. Она воспринимает все, как должное. Но лишь для себя. По отношению к другим – это может быть и подшучивание и обличение и унижение. Если позволить себе быть открытым и откровенным с Богом и с собой, то понемногу нам откроется та бездна, которую взрастила гордыня в человеке. И это вместо того, чтобы он соделался сосудом для пребывания в нем Божественной благодати, как изначально было задумано. И вот тогда всякая надежда на самостоятельное избавление от этой страшной болезни превращается в ничто. И появляется нужда во Спасителе. Потому что «чего не возможно человеку» — «возможно Богу».

Нет комментариев

Пока комментарии отсутствуют.

RSS-фид для комментариев к этой записи.

Извините, сейчас форма введения комментария недоступна.