Мысли, посетившие во время Рождественского поста… или вновь о гордости
«Любовь долготерпит, милосердствует любовь, не ревнует любовь, не кичится, не надмевается, не поступает бесчинно, не ищет своего, не раздражается, не ведёт счёт злу, не радуется неправде, но сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, на всё надеется, всё переносит. Любовь никогда не кончается». Такими словами апостол Павел попытался донести до нас те из проявлений любви, какие человек, в своей поврежденной природе, способен осознать. Любовь «никогда не кончается». И во всей своей полноте явлена в Боге, Который есть Истина, и Любовь, и всякое Благо. Поэтому для человека, устремленного к соединению с Богом, в возвращении к Нему, нет предела совершенствованию в любви. И, «если я языками человеческими говорю и ангельскими, но любви не имею, — сделался я медью звучащею и кимвалом звенящим. И если я имею пророчество и постигаю все тайны и всё знание, и если имею всю веру так, чтобы и горы переставлять, но любви не имею, — я ничто. И если я раздам всё имение мое, и если предам тело мое на сожжение, но любви не имею, — нет мне никакой пользы» — добавляет апостол эти богодухновенные слова. То есть человек, прибывающий в Боге – все. Человек, удаленный от Бога, Истины, Любви – ничто. Так что же мешает человеку признать эту правду и последовать ей? Святоотеческие труды говорят нам о самом главном препятствии на этом праведном пути – гордости, матери, прародительницы всех пороков, отделивших землю от Неба, сердце человека от Бога. Чтобы попытаться, с Божьей помощью, лечить эту духовную болезнь, хорошо бы с ней познакомиться более детально. Гордость проявляет себя тщеславием, славолюбием, властолюбием, холодностью, жестокостью, безразличием к страданиям ближнего. Мечтательностью ума, усиленным действием воображения, демоническим характером всего облика. Мрачностью, тоской, отчаянием, ненавистью, ропотом, завистью, приниженностью. У некоторых – срывом в плотскую похоть (или сексом ради секса, как говорят сегодня). Или томительным внутренним беспокойством, непослушанием, боязнью смерти или, наоборот, исканием покончить жизнь. Потому что в отчаянном своеволии человек борется с волей Божией. И чем сильнее упорство в противлении, тем больше и нестерпимее страдания, которые лишают душу и покоя и мира. И, наконец, что нередко, особенно сегодня, полным сумасшествием. Вот признаки демонической духовности, или, другими словами, гордости. Но, доколе они не проявятся ярко, для многих остаются незамеченными. Так пишет о гордости иеромонах Софроний в книге «Силуан Афонский». Как вид имеет свои подвиды, как болезнь может проявляться в большом количестве мелких симптомов, так гордость, проникая в нас, и «сроднясь», маскируется на первый взгляд «невинными» качествами характера. И вот здесь кроется главная ловушка, в которую попадают и страждущие и те, кто пробует им помогать. К таким «невинным», качествам, относится – обидчивость. Нам часто кажется, что с нами грубо или равнодушно разговаривают, нас «не ценят и не понимают», что людям вообще «не до нас». Мы обижаемся друг на друга за невнимание, не угождение нашим желаниям и прихотям, одним словом, за то, что «не носимся друг с другом, как с писаной торбой». Обижаем и обижаемся. И твердо убеждены в необходимости профессиональной помощи, чтобы «справиться» с обидчиком и пожалеть «себя, любимого». Обидчивость ходит рука об руку с саможалением. Гордость может проявиться в возношении, высокомерии и даже презрении к другому. Как часто, приходя на прием к «начальнику», мы можем услышать покровительственный или презрительный тон голоса, снисходительную манеру поведения, будто «нам делают одолжение», демонстрируя всем своим видом собственную значимость и избранность. Легко заметить, что гордость не терпит критики в свой адрес. И, как следствие, может долго сохранять в памяти и самого обидчика и те слова, которые ущемили его мнимое достоинство. И тогда мы можем наблюдать еще один симптом гордости — злопамятство. Кто из нас не замечал в себе некое внутреннее убеждение, что только « я прав», а ошибки «совершают другие»? Самоуверенность ведет «за руку» упрямство. И слепоту, которая не позволяет видеть свои грехи и их проявление. Видимо, поэтому опытные духовники так осторожны и милостивы, когда общаются с нами, поврежденными вирусом гордыни. Как объяснить слепому, что такое зеленый цвет листвы? Как объяснить зараженному гордыней, что не он центр вселенной? И не только он бывает прав? Когда-то давно я услышала фразу: «Гордыня лечится унижением». И страданием. Потому что не получая должных признаний, почета и подтверждений в «избранности» — гордый человек страдает. И страдание это может иметь некие «извращенные» формы, которые проявятся в зависти. Особенно – духовной. Если у соседа есть дача и машина, а у меня этого нет, то, подумав, я прихожу к выводу, что были бы деньги… А вот если у кого-то есть доброта, душевная щедрость, внутренняя красота, которой у меня нет и которую нельзя срочно купить за деньги…. Вот тут-то и начинается «внутренний ад», который может просто испепелить душу. А в самых тяжких случаях добавится еще и искушение верой. Потому что гордыне часто сопутствует вера искаженная, за которой может наступить неверие. Прелесть – любимая дочь гордыни. Прелесть – от состояния прельщения. Того самого, которым заболели наши прародители. И которая за столько веков успела принять чудовищные формы. Это – букет, «созвездие» со знаком минус того творческого потенциала, который мог бы проявится как сотворчество с Богом, но проявился, как протест и враждебность Богу во всем. В этом вся эзотерика – с ее возрастанием в гордыне и ослеплении множества душ. Враждебность. Она может быть явной и открытой, как откровенное противостояние Богу. И как не любовь, ненависть, не принятие и не уважение человека. Может быть замаскированной, камуфляжной, и от этого очень опасной. Как часто мы слышим слова: « У меня Бог в душе», «Свет пребывает внутри меня», «Энергия Бога вошла в мою душу» и т.д. И при этом – осуждение ближних, раздражение и недовольство по любому поводу. Удивляешься только одному – твердой уверенности в том, что по этому ложному мнению Господь состоит на службе у человека. И человек этого достоин. И непонимание этого чудовищного перевертыша. В этот момент Я ЕСТЬ – звучит зловеще и очень напоминает «будете, яко боги». И ложь опять рождает ложь. Вера в собственную исключительность и значимость становится питательной средой, на которой как в теплице вырастает самолюбие, самомнение, самоуверенность, эгоизм и убежденность в том, что ты в жизни всегда достоин самого лучшего. И вот здесь психология «постаралась». Именно из этого мешка высыпается вся та макулатура, повествующая о «влияниях», «успешности», «манипуляциях», которая засоряет сегодня полки книжных магазинов. И отсюда так цинично выглядит нахальство, дерзость, нескромность и хвастовство – все то, что сегодня, определяется, скорее, как достоинство, а не недостаток. И еще гордости не ведома благодарность. Она воспринимает все, как должное. Но лишь для себя. По отношению к другим – это может быть и подшучивание и обличение и унижение. Если позволить себе быть открытым и откровенным с Богом и с собой, то понемногу нам откроется та бездна, которую взрастила гордыня в человеке. И это вместо того, чтобы он соделался сосудом для пребывания в нем Божественной благодати, как изначально было задумано. И вот тогда всякая надежда на самостоятельное избавление от этой страшной болезни превращается в ничто. И появляется нужда во Спасителе. Потому что «чего не возможно человеку» — «возможно Богу».