Посеем семена добра…

Это блог о том, как остаться человеком в наше непростое время…

Отвечая на письма

Написано в рубрике: Отвечая на письма — admin 11:55 дп в Воскресенье, 8 мая, 2011

Отсюда к вам пишу

 

   От вас приходят письма с размышлениями и вопросами о том, почему Православная Церковь «не выходит на улицу», как это делают члены сект для объяснения основ православной веры? Почему Церковь «мало спасает» тех, кто  недостаточно о ней знает? Почему она  настороженно относится к некоторым  социальным течениям, способствующим «оздоровлению» человека? Ведь у нас появилось множество сообществ, где люди пытаются не только справиться с физическими недугами, но и обрести духовное понимание смысла человеческой жизни. А также ищут ответы на вопросы о сотворении мира и ВСЕОБЩИЙ СМЫСЛ ВСЕГО. Объединив вопросы, можно попытаться сформулировать в целом: Почему Православная Церковь не реформирует себя в соответствии с потребностями людей и времени настолько, чтобы всем стало комфортно?

   Ответы на эти вопросы и очень просты и бесконечно сложны одномоментно. Просты, потому что святоотеческое наследие давным-давно оставило нам свои пояснения на эту тему. Сложны, потому что каждый человек, идя по пути жизни, проходит разные этапы «понимания» и «оценок». Эти этапы сменяют друг друга. Мы можем видеть восходящие линии, то есть то, что принято называть «духовным взлетом». А можем наблюдать  «падения».  Словом,  этапы духовного продвижения не статичны. А значит и ответ в каждом конкретном случае должен быть индивидуальным, в соответствии с тем осознанием и опытом веры, которые человек получил в данный момент. Согласитесь, что малышу, который учится в первом классе, если он не гениален, проблематично рассказывать о высшей математике. Да и не полезно. Так же неразумно рассказывать победившему чревоугодие постнику о режиме правильного питания.

   Существует взгляд Православной Церкви, ее позиция, на самое победное духовное продвижение человека по пути к Богу. Это движение Церковь определила, как серединный  ЦАРСКИЙ ПУТЬ. В святоотеческой литературе об этом пути говорится достаточно много.  Позвольте привести некоторые отрывки из текстов, написанных нашими современниками, а также привести изречения из святых отцов, чтобы каждый затем смог продолжить эти изыскания самостоятельно для пользы и спасения души.

  

   «Учение об этом "царском пути" изложено, например, в десятом из Духовных поучений св. аввы Дорофея, где он особенно цитирует Книгу Второзакония: "Да не уклонишися ни на десно, ни на лево, но путем царским ходи" (Втор. 5:32; 17:11) и св. Василий Великий говорит: "прав сердцем тот, чей помысел не уклоняется ни в излишество, ни в недостаток, но направляется только к середине добродетели". Однако наиболее ясно это учение выражено великим Православным Отцом V в. Св. Иоанном Кассианом, перед которым стояла задача, подобная стоящей перед нами сегодня: представить чистое учение Восточных Отцов западным людям, духовно незрелым и еще не понимающим глубины и тонкости восточного духовного учения и поэтому склонным впадать в крайности или нерадения, или сверх-строгости, применяя его на практике. Св. Кассиан излагает православное учение о царском пути в своем Собеседовании о "рассуждении", оцененном св. Иоанном Лествичником (ступень 4:105) за его "прекрасное и весьма высокое любомудрие":

   "Итак, всею силою и со всем тщанием мы должны стараться смирением приобрести себе благий дар рассудительности, которая может сохранить нас невредимыми от чрезмерности с обеих сторон. Ибо, как говорят Отцы, крайности с той и с другой стороны равно вредны, — и излишество поста, и пресыщение чрева, чрезмерность бдения и продолжительность сна и прочие излишества". Рассуждение "научает человека идти царским путем, удаляясь крайностей с обеих сторон: с правой стороны не попускает ему обольщаться чрезмерным воздержанием, с левой увлекаться к нерадению и расслаблению". И искушение " с правой стороны" более опасно, чем с "левой": " неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя" (т. е. для человека, гордящегося своими добродетелями, закрыт путь к покаянному смирению, которым можно спастись).
Собеседование II, гл. 16, 2, 17

   Применяя это учение к нашей собственной ситуации, мы можем сказать, что "царский путь" истинного Православия сегодня — это середина между крайностями экуменизма, реформизма с одной стороны и "ревности не по разуму" (Рим. 10:2) — с другой. Истинное Православие не идет "в ногу со временем", с одной стороны, и не делает "строгость" или "правильность" или "каноничность" (в хорошем смысле) оправданием фарисейского самодовольства, исключительности и недоверия — с другой. Эта истинно-православная умеренность не должна быть смешиваема с пустой теплохладностью, или безразличием, или с каким-либо видом компромисса между политическими крайностями. Сегодня воздух настолько пропитан духом "реформирования", что все те, чьи взгляды покрылись налетом "духа времени", будут считать истинно-православную умеренность почти "фанатизмом"; но тот, кто относится к этому вопросу серьезно и ко всему подходит с точки зрения святоотеческого учения, найдет царский путь в удалении от всякого вида экстремизма. Однако, в наши дни нет православного учителя, являющего собой пример здоровой и усердной православной умеренности, такого как почивший Архиеп. Джорданнвилльский Аверкий; его многочисленные статьи и проповеди дышат свежим духом истинно-православного зилотства, без всякого отклонения "на десно" или "на лево", и с постоянным подчеркиванием духовной стороны истинного Православия (см. особенно его статью: Святая ревность // Православное слово. май-июнь, 1975).»

   Эти строки мы читаем у о.Серафима Роуза в статье «ЦАРСКИЙ ПУТЬ. Православие в век апостасии».

    Дальше, для тех, кто «мало знает» о православии и не готов пока изучать ЦАРСКИЙ ПУТЬ, можно привести выдержку нашего современника, кандидата педагогических наук, мастера спорта по спортивной гимнастике Чеснокова Дениса Евгеньевича:

   «Многие из нас, вступив на путь оздоровления при помощи регулярных тренировок, в этом пути непоколебимы. И даже инфекционные, простудные заболевания некоторых не смущают. Как же, сила воли плюс характер – формула, которая заставляет многих из нас биться с разбегу о стенку ( а самые отчаянные делают это головой вперед). Ставить эксперименты на себе не стоит, если, конечно, вы не примыкаете к радикальному подростковому обществу «буду погибать молодым».

   Как мне кажется, речь можно вести и о том, что все мы находимся не в единой точке отсчета, с которой можно начинать продвижение. Вы правы, есть те, кто «мало знает» о  красоте православия, есть и те, кто прошел долгий путь подвижничества. Что же может объединить всех нас? Помочь обрести себя на пути? Думаю, что это  ПОЗИЦИЯ УЧЕНИКА. Очень смиренная позиция. И если мы не равны друг другу  по уму и силам, то, находясь в этой точке, мы уравниваемся состоянием смиренного послушничества. И из этого состояния можно начинать поиск личного продвижения все дальше и дальше по пути спасения души с Божьей помощью.  Приобретение состояния смирения важно еще и потому, что  пребывая в нем,  никак не получится создать «личное учение»,  найти «личное объяснение  устройства ВСЕГО», а значит, не получится создать секту и  возомнить себя «учителем».  Смирение ученика может стать самой эффективной  прививкой от гордыни.

 

 

Нет комментариев

Пока комментарии отсутствуют.

RSS-фид для комментариев к этой записи.

Извините, сейчас форма введения комментария недоступна.