Отвечая на письма
И снова о неврозах
“Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир — вы будете счастливы”.
Алексий Засимовский
Посмотрела сегодня почту. Никак не ожидала, что реакция на статью о неврозах будет такой интенсивной и скорой. За один день вы задали множество вопросов, связанных с этой проблемой. Хотите узнать некоторые особенности данного заболевания, о которых у меня не было написано. Кто-то из вас убежден, что болезни, как таковой, не существует, а есть различные формы демонического одержания. Словом, из всего этого следует, что проблема неврозов есть и она достаточно актуальна.
Меня очень порадовали письма тех, кто действительно хочет разобраться в этом вопросе. Исходя из того, что в человеке есть единство духа, души и тела, очевидно, что болезнь духа или души серьезным образом влияет и на тело, приводя к тому, что мы называем привычным и обобщенным словом «болезнь».
Проблему неврозов поднимают многие психотерапевты, среди них есть и врачи, исповедующие православие. Поэтому их видение этого заболевания будет для нас более органично, понятно и приемлемо. Не буду пересказывать вам содержание, поскольку читать источник, как мне кажется, гораздо интереснее. Многие ответы на интересующие вас вопросы можно найти в книге: "Нервность: её духовные причины и проявления". Авторы: Д.А.Авдеев и Д.А.Невярович. Мне хотелось бы привести некоторую статистику, опубликованную авторами этой книги:
« примерно 80% детей в нашей стране нуждаются в медико-психологической помощи. Из 35-ти миллионов детей (в возрасте до 16 лет) около миллиона — инвалиды. Это каждый 35-й ребенок. Из 100% юношей, признанных негодными для прохождения военной службы по состоянию здоровья, 47% составили негодные по психическим заболеваниям.» Распространенность пограничных нервно-психических состояний среди детей и подростков достигла небывалых показателей — 79%. Повышенная нервность, возбудимость, эмоциональная лабильность, склонность к конфликтам, ухудшение сна — типичные симптомы, встречающиеся у 8 из 10 детей. Вот факты, которые ужасают: 20% от общего числа всех самоубийств совершают дети и подростки. Приведу статистику самоубийств среди детей и юношей в 1996 году: 5—14 лет — 2756 человек; 14-19 лет — 2358 человек. Всего — 5114 детей совершили этот страшный, непоправимый шаг. Половина 13-летних девочек и мальчиков употребляют алкоголь. Каждый 10-й аборт делает девочка-подросток. Появились подростки — серийные убийцы. Таких случаев практически не знала прежде судебная психиатрия. Можно лишь предполагать какой чудовищный уровень агрессии в обществе они отображают.»
«Профессор Д. Е. Мелихов полагал, что в основе многих психических расстройств — корень всех грехов, а именно гордость. Невроз, в этом смысле, не является исключением. Общепризнано, что заболевание это развивается ввиду конфликта личности с собой (интрапсихический конфликт) или с другими людьми (интерпсихический конфликт). Невроз — это столкновение между желаемым и действительным. Чем мощнее это столкновение, тем острее протекает заболевание. "Вера же есть смирение", — говорит св. Варсонофий Великий».
«У святителя Феофана Затворника читаем о человеке, который не в состоянии управлять действующими внутри него силами, следующее: "Так разум заоблачен, мечтателен и отвлечен, потому, что не удерживается сердцем и не правится волею; воля своенравна и бессердна от того, что не слушает разума и не смотрит на сердце; сердце неудержимо, слепо и блажно, потому что не хочет следовать указаниям разума и не отрезвляется силою воли. Но мало того, что силы сии потеряли взаимную помощь, они приняли некоторое враждебное друг против друга направление, одна отрицает другую, как бы поглощает ее и снедает…»
«Внутренний мир человека-грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения». ( При интрапсихическом конфликте может очень серьезно заболеть сам человек, разрушая себя, а при интерпсихическом конфликте может пострадать и его близкое окружение, которое вынуждено пребывать в беспрерывном напряжении).
«Естественное отношение составных частей человека должно быть, по закону подчинения меньшего большему, слабейшего сильнейшему; тело должно подчиняться душе, душа духу, а дух же по свойству своему должен быть погружен в Бога. В Боге должен пребывать человек всем своим существом и сознанием. При сем сила духа над душою зависит от соприсущего ему Божества, сила души над телом от обладающего ею духа. По отпадении от Бога произошло, и должно было произойти, смятение во всем составе человека: дух, отделившись от Бога, потерял свою силу и подчинился душе, душа, не возвышаемая духом, подчинилась телу. Человек всем существом своим и сознанием погряз в чувственность».
«Невроз — болезнь духовная. Смиритесь, и всё пройдет. Справедливо неврозы иногда называют запущенной формой страстей.»
« Со времен наших прародителей человеческая природа повреждена грехом. Посему человек, страдающий неврозом, не лучше и не хуже остальных. Невроз — лишь частный случай последствия греха. Всем нам надлежит, уповая на помощь и милосердие Господне, каяться и исправляться.
Невроз выделяется из числа остальных психических и соматических заболеваний тем, что является своего рода чутким нравственным барометром. Его связь с духовной сферой очевидна. И возникновение этого недуга, вследствие душевных терзаний и угрызений совести, может быть стремительным.»
Если слова автора нашли отклик в вашей душе, если вы действительно хотите разобраться с тем, что мешает ощущать полноту и гармоничность жизни, если вам не понятны причины «телесных» заболеваний, которые зеркально отображают психологические проблемы, вы можете обратиться к книге Дмитрия Александровича. Его труды опубликованы на сайте: «Русская православная психология». Или по адресу: http://www.daavdeev.ru/.
Со своей стороны мне хотелось бы обратиться к тем, кто активно отрицает необходимость психологической помощи людям, страдающим неврозами. Кто все сводит к вопросу «одержания» или «дурного» характера. Кто уповает только на исправление их личностных характеристик методом самоконтроля. Не всегда это работает. Запущенную болезнь лечить гораздо труднее, чем в самом ее начале. Думаю, что правильнее всего был бы комплексный подход, где сам заболевший, его духовник и врач, объединившись, сделали бы все возможное для выздоровления. А дальше – все будет так, как Бог благословит. Слава Богу за болезнь. Слава Богу за выздоровление.