Отвечая на письма
«Мне хотелось бы понять, почему внутри православия у человека нет возможности творческого самовыражения? Каждый человек идет своим, только ему благословленным путем. Мы все идем к Богу по-своему.»
Простите меня, но я не очень поняла вопрос. Как мне кажется, если речь идет о возможности творческого самовыражения, то Церковь, скорее всего, будет относиться к этому с пониманием. Много рукодельниц, золотошвей, резчиков по дереву, писателей, музыкантов, певчих и т.д. находят внутри Церкви применение своим дарованиям. И, насколько мне известно, им никто не запрещает реализовывать свой творческий потенциал во славу Божию.
Что же касается того, что каждый из нас идет к Богу своим путем, то есть, по своему, как Вы пишите, то мне хотелось бы понять, какой смысл Вы вкладываете в это утверждение. Попробую ответить, и, если не произойдет «попадания», прошу Вас сообщить об этом.
Мы все – действительно очень разные. Как бесчисленное количество граней одного кристалла под названием человечество. Едины мы только в одном – в своей поврежденности и отпадении от Бога. Поэтому акцент, как мне кажется, следует делать не на том, какие мы все индивидуально замечательные, а на том, что мы все – не здоровы, как дети своих павших прародителей. Любя нас и заботясь о каждом, Господь наш Иисус Христос оставляет для нас единственно возможное лекарство – ПУТЬ СПАСЕНИЯ. И этот путь называется ПРАВОСЛАВИЕМ. Внутри православия нет никаких «индивидуальных течений». Учение в течение веков сохраняется в том виде, в котором было дано Господом Иисусом Христом. Где-то я прочитала запомнившуюся фразу: «Мы идем по «узкому» пути, а не по индивидуальному». И это именно то, что защищает православие от проникновения в него всевозможных «новейших учений», пытающихся редактировать Бога изнутри поврежденной индивидуальности человека.
«Чем плоха медитация?»
Ответ на этот вопрос очень емкий. Думаю, что было бы лучше говорить об этом с духовником. От себя могу только добавить, что медитация в переводе с латинского языка, означает: «размышляю, обдумываю». Как мне кажется, в размышлении и обдумывании нет ничего плохого. Но, отчего-то так сложилось, что понятие медитации используют совершенно в иных религиозных практиках с иными целями. Мне не приходилось заниматься практикой медитации. И, честно говоря, было не интересно заниматься изучением этого вопроса. Поэтому ничего не могу ответить исходя из личного опыта. В православии медитация, как практика, не используется.
А вот размышлять и обдумывать лично мне нравится, особенно, когда гуляю в лесу или сижу на берегу реки, словом, когда бываю «на природе», или по вечерам, когда делаю записи в дневнике.
По определенным причинам не хотелось бы отвечать на некоторые вопросы, которые пришли после статьи о строительстве Храмов в Москве. Во-первых, не хочу никого обижать. Во-вторых, не хочу никого судить. В-третьих, оставляю за собой право не разделять точку зрения тех, кто воинствует против Церкви. Могу только добавить, что, наблюдая жизнь, трудно не заметить, как вера в Бога отличается от веры в себя…. По плодам….