Посеем семена добра…

Это блог о том, как остаться человеком в наше непростое время…

Отвечая на письма

Написано в рубрике: Отвечая на письма — admin 3:53 пп в Среда, 6 апреля, 2011

отвечая на ваши письма

 

Большое спасибо за письмо и разрешение опубликовать ответ на него в блоге.

Вопрос: Учитель и ученик, духовник и послушник. Какими качествами должны обладать оба и как отыскать того, кому можно доверить свое спасение?

 

Хочу сразу же сказать, что о качествах духовного отца или учителя могу  рассказать исходя только из личного опыта общения со своим духовным отцом, потому что до сих пор сама прибываю в статусе ученика или послушника, никакого отношения не имея ни к наставникам, ни к учителям.

С самого начала наши отношения сложились так,  что со стороны моего духовного отца и учителя не было никакого диктата. Меня никто не заставлял сажать капусту корешками вверх, никто не давал трудновыполнимых заданий, а если таковые случались в связи с внешними обстоятельствами, мне помогали их проходить. Мы их проходили вместе.  Мне никто не читал нотаций, между нами не было монологов. Всегда диалог. Меня не призывали к внешней дисциплине, а очень терпеливо и аккуратно выращивали внутреннюю. До сих пор растим. Ничего не заставляли делать из под палки. Оглядываясь назад, думаю, что к определенным качествам моей души относились крайне бережно и пытались их выращивать, а то злое, что жило и живет внутри меня в избытке, очень потихоньку лишали подпитки. Мудрость моего духовного отца и его жизненный опыт, пожалуй, могли соперничать только с его глубочайшим терпением и отеческой заботой. За годы нашего общения мне  ни разу не пришлось усомниться в его верности и преданности истинному  православию, в его нелицемерной вере в человека. Очень часто я поступала и поступаю не правильно, меня прощают. И накладывают пластырь на новые ранки. Поэтому на вопрос: Каким качеством должен обладать духовник или учитель? — попытаюсь ответить исходя из личного опыта. Как мне кажется, это знания и опыт. Правда, если знания носят чисто интеллектуальный характер, то они не помогут направлять и продвигать обучение. Потом следует, наверное, понять, что для  монастырского воспитания  и. например, для жизни в семье в миру, обучение не может быть одинаковым. Поэтому, рискну предположить, что важно понимать, какой путь ищем и чему хотим обучиться.  Монаху  естественнее обучать   монашескому пути. Белому духовенству — умению духовно правильно выстраивать свои отношения с миром и ближними в соответствии с заповедями Господа нашего. Очень сложно рассказывать  монаху своим духовным чадам, как нужно организовывать личный бизнес или какую строить дачу. И нам хорошо бы это понимать. Идя с вопросом, хорошо бы поразмыслить, что имеет отношение к духовной жизни, а что — суета сует и поберечь того, кто выбрал и без того непростой путь. Но люди — есть люди. И идеальными нас сразу не сделать. Поэтому, как мне кажется, еще одним важным качеством духовного отца есть бесконечное терпение. Есть еще один аспект, который хотелось бы затронуть. Помню слова очень опытной игуменьи, которая сказала: "Чтобы Дух горел в послушнике, необходимо Его горение в духовнике". И добавляла:"Учи тому, что исполняешь сам". Наблюдая за ее отношением к сестрам, трудно было не заметить ее очень сильную, духовную любовь к ним. Поэтому, наверное, духовный отец тот, кто способен искренне любить своих детей, и нести за них полную ответственность. Наверное, есть много и другого, но мне, как ученику, трудно знать больше того, что наблюдаю в своей жизни.

 Теперь о послушнике или ученике, исходя из личного опыта. Наверное, это осознанный выбор пути и твердая решимость идти по нему и обучаться. Наверное, это желание следовать тому доброму, чего во мне нет и не желание следовать тому злому, что живет внутри с избытком.  Как мне кажется, крайне опасно всегда кивать головой и говорить,"как скажете". Возможно раньше, когда имелся институт старчества и послушники проживали в одной келье со старцем каждый день открывая ему не только грехи, но и помыслы, это было оправдано. Да и то в монастырях. В миру это просто невозможно сделать. Сегодня, с утратой такого опыта, наверное, было бы правильнее разделить ответственность за  свое спасение  вместе с духовником, разговаривая и обсуждая, что может быть правильным, а что ошибкой. Конечно, речь не о своеволии. Речь об ответственности за принимаемые решения и выборы. Ведь и вправду, не о бизнесе и дачах говорим, о спасении души. Помню, как к батюшке приехала женщина, которую духовный отец благословил продать квартиру и уйти в монастырь. Она была в пожилом возрасте. Здоровье поизносилось. И опыт послушнический склонил ее к тому, что лучше бы вернуться домой. Но куда? Дома больше не было. Батюшка тогда очень печалился и часто говорил: "Зачем же  принимать такие необратимые решения? Нужно было пожить, присмотреться, а там и решение принимать о продаже квартиры". За эти годы столько пришлось наблюдать подобных случаев. Уезжали спасаться в далекие глубинки, бросали жилье, прятались в леса. Спустя годы возвращались, больные, с детишками, которым негде было учиться, уставшие от страхов и так и не обучившиеся тому, что любить легче, чем бояться и ждать антихриста. Могу предположить, что половина седых волос батюшки, его молитвы и воздыхания были именно о них, о тех, которые перекладывали ответственность за свою жизнь и жизнь своих детей в полном объеме на плечи молоденьких священников, дававшим им свои благословения на отъезды. Горестно опустив голову, батюшка говорил:"Я не могу отменить благословение вашего духовника. Потерпите, Господь не оставит". И молился, молился, молился ….

   Еще, как мне кажется, в слове ученик заложен очень хороший смысл. Это тот, кто любит обучаться. Чему-то самостоятельно или совместно с духовным отцом, но без палки, жесткого контроля и насилия. Потому что ребенка и отца всегда соединяет любовь, а это не ее проявления.

   Простите меня, если ответ оказался не слишком вразумительным, но я пока только учусь…..

Нет комментариев

Пока комментарии отсутствуют.

RSS-фид для комментариев к этой записи.

Извините, сейчас форма введения комментария недоступна.