Посеем семена добра…

Это блог о том, как остаться человеком в наше непростое время…

Отец архимандрит вспоминает

Написано в рубрике: Отец архимандрит вспоминает — admin 12:50 пп в Суббота, 3 сентября, 2011

 

  Сентябрьские дожди меняли цвет пожухшей от летней засухи травы. Странно было наблюдать, как изнутри  бежевых и бурых засохших былинок появлялись толстые, сильные ростки яркой зелени, будто и зимы на них не будет. Батюшка вот уже полдня работал в саду. Прореживал молодые побеги слив, обрезал сухие ветки;  одним словом, готовил сад под снег. Мне не хотелось его беспокоить, хотя время обеда давно прошло, близился вечерний чай. В его привычке было завершать начатое дело. Поэтому мои призывы к режиму всегда оставались безответными. На сковородке красовались остывшие караси, щедро посыпанные зеленым луком, и только картошка в чугунке еще была теплой, печка не дала остыть. По дому бродил вкусный аромат соленых огурчиков. Есть хотелось. Ну что же тут поделать?  Мелко моросил дождик. Облака низко и быстро летели с запада бело-серой мглой.  В большом и уютном кресле, укрывшись пуховым платком, было утешительно читать и поглядывать в окно на осеннее небо.

    В прихожей хлопнула дверь. Я пошла  навстречу, чтобы повесить у печи намокшую одежду. Настроение у отца архимандрита было отменное.

   — Нос красный, замерзла? – спросил он, шумно стряхивая плащ.

    Да нет, — ответила я и внутри улыбнулась. Странная привычка говорить взаимоисключающими понятиями.  – Обед разогревать?

   — А то как же?    батюшка уже стоял возле умывальника и тщательно, с щеточкой мыл руки. – Что сегодня на обед?

     Борщ, караси с картошкой, компот из слив.

     А сливы где взяла?

   — Так ведь чернослив до самого снега висит. Понемножку обрываю.

   — Аааа, — батюшка, наверное, вспомнил, что чернослив рос в другой стороне участка. Наверное, завтра пойдет и там делать обрезку.

   — Читай молитву, — сказал он, и по прочтении широко благословил большой стол в трапезной.

После обеда отец архимандрит ушел к себе в кабинет, а я, вымыв посуду, решила немного поработать за компьютером. Но не тут-то было.

   — Иди сюда, услышала я через открытую дверь трапезной, камин будем топить и истории рассказывать.

    Не доверяя памяти,  взяв с собой ноутбук, пошла на «его половину», предвкушая радость от новых  «историй».

Маленькие, красиво нарубленные полешки весело трещали в камине. Оранжевые лоскутики пламени горели аккуратно, будто были готовы к показательным выступлениям.  Я почему-то подумала о том, что батюшка всегда очень любил все красивое и умел находить это в самых обычных вещах.  Он  устроился в большом кресле, отодвинув его метра на три от решетки. Каминный жар наполнял прохладный кабинет не только теплом, но и  дымным ароматом ольхи, смешанной с березой.  

    — Помнишь, мы с тобой  вспоминали про Тобольское кладбище ? – спросил он.

     Ну да, помню, конечно.

    Не все я тебе тогда рассказал.  Возле Храма Семи Отроков Эфесских благословил Владыка строить дом  церковного причета. Начать-то начали, а вот закончить, никак не получалось. Менялись «начальники», а дело не продвигалось. Прислали меня тогда в командировку  в помощь о.Николаю, чтобы совместными усилиями завершить этой долгострой.

   Как-то днем, решил я походить по кладбищу, посмотреть, кто еще из знаменитых людей здесь погребен, и в овраге, поросшем молодыми деревьями, увидел два креста, то есть две голгофы, выполненные из очень красивого мрамора. По всему было видно, что лежали они тут давно. Скорее всего с того самого времени, как после революции громили памятники и кресты на могилах верующих, а, иногда и просто вскрывали могилы в поисках «кладов».  Стал я думать, как бы их оттуда поднять. Овраг был глубоким, все деревьями заросло, техника тут бесполезна.  Ты вряд ли такое знаешь, Москва в те советские года  была городом не для всех, частично это был «закрытый» город, если можно так сказать.

   — То есть как это? – спросила я, недоумевая, ни про какую «закрытую» Москву  никогда не слышала.

     В твоем детстве и юности ты много видела бездомных людей? – спросил батюшка.

 Я задумалась. Послушная девочка из приличной семьи. Что я знала о голоде, холоде, о бездомности? Бабушки и няни, дача летом, спецшкола, институт…

    Вот-вот, — как бы читая мои мысли, сказал батюшка. —  В Москву тогда не пускали людей, которых сегодня называют «бичами». А вот в Сибири их было видимо невидимо. Жили они везде, где было хоть какое-то тепло. Помогали им, подкармливали, сколько могли.  Позвал я тогда восемь человек. Пообещал по десять рублей  каждому за работу. И увидев немой вопрос у меня в глазах, добавил:

    — В те годы десять рублей за несколько часов работы была очень большая зарплата. Ну, они взялись за работу с энтузиазмом. Хотя и силы-то в них особой не было, голодные, холодные, а все-таки вытащили наверх сначала крест, а за ним голгофу. Отдал я им деньги. А тут приходит о.Николай и говорит:

   — Ребята, если и второй крест с голгофой наверх поднимите, от себя плачу вам еще восемьдесят рублей.

   Обрадовались «работники». Только отдохнуть попросили. А потом с новыми силами и со вторым  крестом справились. А за ним и голгофу подняли. С большой зарплатой, довольные пошли они в места своего ночлега. Я смотрел им вслед и думал о том, что это доброе дело в их жизни, может быть, поможет ТАМ…….

Знаешь, после восстановления, установили эти кресты на могиле митрополита и архимандрита – последнего настоятеля Абалакского Знаменского монастыря, которые были погребены справа у алтарной абсиды.

Сибирь. Зима.

С П Р А В К А с сайта http://www.abalak.su/historu.html

«До прихода в Сибирь Ермака Абалак был небольшим татарским городком и название свое получил по имени татарского князя Абалака, сына сибирского хана Мара. 5 декабря 1584 года у стен Абалака произошло решительное сражение казаков с ордой царевича Маметкула, открывшее Ермаку путь к завоеванию Сибири.


Еще в начальные годы освоения Сибири на Абалаке был устроен небольшой погост. Первая православная церковь в Абалаке, во имя Спаса-Преображения, была срублена в конце XVI века. Простояв полвека, она обветшала, и вместо нее в 1636 году была сооружена деревянная Знаменская церковь. Вскоре рядом с ней появилась еще одна церковь — Никольская. В 1680 году Знаменская церковь сгорела, и через три года на ее месте по указу царя Федора Алексеевича был заложен каменный храм.


В этот храм была торжественно перенесена чудотворная Абалакская икона Божьей Матери «Знамение», написанная в 1637 году при архиепископе Корнилии протодьяконом тобольского кафедрального собора Матвеем. Абалакская икона Божьей Матери представляет собой копию иконы «Знамение», но с изображением по сторонам святителя Николая и св. Марии Египетской. Этому удивительному образу на протяжении 17-го столетия поклонялась вся округа, а о чудесах Абалакской Божьей Матери была даже сложена повесть «Сказание об Абалакской иконе». Во имя Абалакской Божьей Матери был построен новый храм, ставший местом паломничества.


Самая древняя постройка монастыря — Знаменский собор, заложенный одновременно с тобольским Софийским собором в 1683 году и освященный в 1691 году. Это уникальный памятник русского искусства XVII—XVIII веков. Знаменский собор Абалакского монастыря называют одним из самобытнейших произведений сибирского зодчества. Это сооружение уникально и неповторимо. Свой нынешний вид собор получил после перестройки 1761 года, когда вместо пяти глав был устроен один громадный купол. Тогда же к собору была пристроена крытая пятигранная паперть. Первоначально храм был пятиглавым, с толстыми стенами и узкими окнами. Возможно, его строили те же мастера, которые работали в Тобольске на Софийском дворе. Четверть века спустя, при тобольском митрополите Филофее заложили теплый Никольский придел, но едва успели довести его до окон, как последовал петровский указ о запрещении каменного строительства во всем государстве, кроме Петербурга, Тобольска и Верхотурья. Достроили придел только в 1750 году. Собор перестраивался при тобольском митрополите Сильвестре в 1761 году, тогда его пятиглавие сменили на одноглавие. При перестройке в соборе был установлен новый резной иконостас.


В 1748 — 1750 годах на Абалакском погосте вместо старой деревянной была выстроена каменная Никольская церковь, освященная заново во имя Св. Троицы с приделами Св. Николая и Вознесения Господня. В середине XIX века к церкви пристроили два симметрично расположенных придела, придавших ей крестообразную форму.


Спустя два года началось строительство высокой четырехъярусной колокольни, ставшей главной архитектурной достопримечательностью монастыря. Высота колокольни составляет 38 метров. В ее основании находилась церковь Марии Египетской. Строительство колокольни было завершено в 1759 году. Церковь-колокольня во имя Марии Египетской, высокая и стройная, образует с массивным Знаменским собором на редкость живописный ансамбль.


В 1783 году, при тобольском архиепископе Варлааме, в Абалак был переведен Богоявленский мужской монастырь из Невьянской слободы Пермской губернии. На новом месте он стал именоваться Абалакским Знаменским монастырем. Абалакский монастырь некогда был одним из самых известных обителей Сибири. Не иссякал поток паломников к главной святыне монастыря, иконе Абалакской Божьей Матери. В праздничные дни (20 июля и 27 ноября по старому стилю) икону торжественно переносили в Тобольск и выставляли для поклонения в Софийском соборе.


Монастырь быстро богател и расширялся. В 1784 году была построена деревянная надвратная Богоявленская церковь, через два года монастырь окружила деревянная ограда с башнями. В 1803 году ее сменила каменная, а в 1825 году территория монастыря была увеличена и вокруг нее выстроена новая, большего периметра, ограда, с воротами в восточной стене и двумя воротами в западной стене. Нынешний периметр ограды составляет 630 метров. Напротив входа в Знаменский храм в ограде монастыря были устроены нарядные Святые ворота, украшенные стенной живописью. Арку Святых ворот окружала галерея-гульбище. Обращенная к обширным просторам Иртыша, она служила смотровой площадкой.


В 1844 году вместо деревянной караульни была построена каменная гостиница для именитых гостей. В конце 1850-х годов возвели двухэтажный настоятельский корпус. На территории был вырыт глубокий колодец и устроен пруд.


Абалакский монастырь стоит на высоком берегу Иртыша, откуда открывается вид на уходящие до самого Тобольска дали.


Время не пощадило ни одной постройки монастыря. От комплекса сохранились только некоторые наиболее крупные каменные постройки. Славились своей прекрасной архитектурой каменные палаты, построенные в 1684 году тобольским архиепископом Евлампием, но и от них ничего не осталось.


Ныне Абалакский монастырь снова действует, в нем возобновлена монашеская жизнь.»


А на этой фотографии  можно увидеть тот самый дом церковного причета, который  выстроили с Божьей помощью о.Николай, настоятель Храма и прикомандированный к нему в помощь тогда еще просто иеродьякон…, а сегодня, убеленный сединами, отец архимандрит.

г.Тобольск

Нет комментариев

Пока комментарии отсутствуют.

RSS-фид для комментариев к этой записи.

Извините, сейчас форма введения комментария недоступна.