Посеем семена добра…

Это блог о том, как остаться человеком в наше непростое время…

Памяти Игумении Евгении

Написано в рубрике: Душа с душою говорит... — admin 10:09 пп в Среда, 3 марта, 2010

Зряще мой гроб - вспоминайте мою любовь

13/26 июля 2009 года отошла ко Господу настоятельница Свято-Никольского монастыря г.Могилева-на-Днепре ИГУМЕНИЯ ЕВГЕНИЯ.

 

Игумения Евгения ( в миру Анастасия Семеновна Волощук) родилась 26 октября/8 ноября нового стиля 1923 года в городе Александрии  Кировоградской области (Восточная Украина). Отца звали Симеоном, а мать —  Евдокией. По рассказам матушки ее отец был моряком, служил в  российском флоте. Наверное, он был призван на воинскую службу в связи с первой мировой войной. После революции вернулся домой. В семье было шестеро детей: Василий, Григорий, Иоанн, Тимофей, Зиновия и Анастасия. В семье отец держал детей в строгости. Ему подчинялись и жена и дети. Матушка вспоминала: на стене висел отцовский ремень с пряжкой. Если кто-то из детей неправильно себя вел, достаточно было отцу посмотреть в сторону ремня – все дети сразу понимали, что нужно исправиться. Во время обеда за столом отец сажал дочурку возле себя, так как она была самая младшая, читал из Псалтири, а маленькая Анастасия повторяла за отцом и так с детства выучила наизусть Псалтирь. Также отец учил своих детей закону Божию. После обеда все благодарили Бога, дети подходили и целовали руку отцу. Вечером дети исповедовали свои грехи родителям, просили прощения и отходили ко сну. В те годы было гонение на верующих. Церковь Христову потрясал обновленческий раскол. На Украине возникли самосвяты, автокефалисты и прочие, «вышедшие от нас, но не бывшие нашими». Многих священнослужителей, монашествующих и прихожан арестовывали только за то, что они сохраняли верность  Святой Церкви и не примыкали к раскольникам. Не миновала эта чаша и Симеона Волощука: его арестовали и посадили в тюрьму. Когда отца Анастасии отпустили из тюрьмы, он пришел домой очень больным. Симеон  прожил несколько дней и скончался. Перед своей смертью он призвал к себе всех детей и дал наставление (по-украински): «Дети, помните всегда Бога, не крадите и не брешите – вора в обществе держать не будут, а брехня не стрине, так дожине, а добрые люди научат вас, как жить нужно. Бойтесь прогневать Господа».  Отец скончался, а на следующий день умерла мама. Хоронили родителей в одной могиле.  Матушка поминала всегда своих родителей 23 апреля/6 мая в день памяти св.великомученика Георгия Победоносца. Когда умерли родители, Анастасии исполнилось 3 года. Вместо отца для нее стал старший брат Василий, которому было всего 12-13 лет. В то голодное время нужно было как-то жить, и Василий с сестрой пошел в шахтерский город Кривой Рог. Там Василий носил рабочим воду на шахты, помогал пожилым людям, нанимался на поденные работы – так потихоньку брат зарабатывал на жизнь. Как сирот их пристроили в общежитии в бараке. Василий остался жить в Кривом Роге, позднее купил там дом, женился. Анастасия жила в доме у брата. Когда Анастасии исполнилось 6 лет, ее отдали в школу сразу во второй класс и училась она  «на отлично». Особые дарования проявляла в математике. Неплохо знала немецкий язык. Учительница Анастасии – немка по национальности ( в России и на Украине были поселения немцев со времен Екатерины Второй) – видела очень хорошие способности девочки и хотела отправить ее в Германию, но брат Василий ответил: «Спасибо за ласку», — забрал сестру домой и никуда не отпустил. По окончании школы Анастасия поступила на физико-математический факультет Днепропетровского педагогического института, который вскоре окончила с отличием (в возрасте18 лет). Затем она переехала к сестре Зиновии в Александрию. Сестра была послушницей  Чичелевского Иоанно-Предтеченского монастыря Кировоградской обл. В 1920-х гг. обитель закрыли, и сестра тоже вернулась на родину.

   Началась Великая Отечественная война.  Вскоре Кировоградскую и Днепропетровскую области оккупировали немцы. В новых условиях верующие стали открывать храмы и монастыри.  На Днепропетровскую кафедру был назначен Преосвященный епископ Димитрий (Маган), бывший игумен Жировицкого монастыря. Владыка Димитрий стал посещать новооткрытые приходы, собирать, поддерживать и укреплять паству, страдавшую в условиях войны.

   Приехав в родной город, Анастасия пошла в Божий храм на службу. Как раз в этот день служил Владыка Димитрий. Анастасии в храме было предложено читать часы (она и раньше читала в храме). Услышав из алтаря, что часы читают без ошибок и с хорошей дикцией, Владыка пожелал после службы побеседовать с девушкой. Он предложил Анастасии поступить в Днепропетровский  женский монастырь. Анастасия сразу согласилась, но сказала, что должна взять благословение у старшей сестры. Зиновия с радостью благословила сестру.  Через некоторое время Анастасия приехала в Днепропетровск. Роста она было маленького, и привратница не хотела пропускать ее в обитель. Наконец о прибывшей доложили настоятельнице Игумении Геннадии. Та уже знала от Владыки Димитрия об Анастасии и ждала ее. Анастасию Волощук зачислили в Тихвинский монастырь г. Днепропетровска 24 июня 1942 года. В  течение года она проходила различные послушания: вратарницы, на скотном дворе, в погребе, в трапезной, на огороде, просфорне, клиросное послушание. После освобождения Днепропетровска от немецко – фашистских  захватчиков с 1944 г. Послушница Анастасия трудилась в городской больнице № 6, обслуживала раненых. Затем была уставщицей монастыря, помощницей казначеи.

   14 сентября 1949 г. По благословению Святейшего Патриарха Московского  и всея Руси Алексия 1 облечена в рясофор с сохранением прежнего имени. 10 марта  1959 года Высокопреосвященнейшим Архиепископом Гурием (Егоровым) пострижена в монашество с именем  Евгении при духовном  окормлении настоятельницы Игумении Руфины.

   Владыка Гурий ценил способности монахини Евгении и привлекал ее не только к монастырским, но и епархиальным послушаниям ( в бухгалтерии, канцелярии и др.). Священнослужителем Тихвинского монастыря  в то время был священник Сергий Никитин (будущий Епископ Стефан), с которым  также установились доверительные отношения.

   Будучи в Тихвинском монастыре, Матушка сподобилась встретиться со многими подвижниками и исповедниками вер, среди которых были  преподобные Лаврентий Черниговский и Кукша (Величко).

   В конце  1950-х годов начался новый этап гонений на Церковь. Власти решили «упразднить»  (т.е. насильственно закрыть) многие монастыри  и приходы, в том числе Днепропетровский Тихвинский. На праздник Почаевской иконы Божией Матери 5 августа 1959 года после совершения часов и проскомидии в обитель явился представитель властей и запретил служить Божественную Литургию, заявив об упразднении монастыря. После этого монахиня Евгения была направлена на послушание в Минск, к Владыке Гурию, ставшему митрополитом Минским и Белорусским. Так  «за послушание» Матушка прибыла в наш край, в котором Господь и судил ей завершить свой  многотрудный жизненный путь.  По поручению архиерея монахиня Евгения посещала блаженную Валентину Минскую, святителей и исповедников Луку (Войно-Ясенецкого), Афанасия (Сахарова) и других.

   В октябре 1960 г. В связи с переводом Митрополита Гурия в город на Неве Матушка была направлена на послушание к бывшему духовнику Тихвинского монастыря Епископу Можайскому Стефану (Никитину), викарию Святейшего  Патриарха Алексия. В 1963 году в Неделю жен-мироносиц при служении Божественной Литургии в г. Калуге Владыка Стефан преставился. На праздник  святых первоверховных апостолов Петра и Павла 1965 года после Литургии отошел ко Господу Митрополит Гурий, управлявший тогда Симферопольской (Крымской) епархией. После этих скорбных событий Матушка осталась жить в Крыму, в г.Феодосии, где работала в отделе соцобеспечения при исполкоме.

   По приглашению Владыки Максима (Крохи) и благословению старших Матушка отправилась в Сибирь, в г.Омск. В дальнейшем жизненный путь матушки был неизменно связан с трудами Владыки Максима, ставшего для нее духовным отцом и наставником.

   В 1986 году состоялся перевод Владыки Максима в Тульскую епархию, куда переехала и монахиня Евгения. Спустя три года, летом 1989 г.,  Архиепископ Максим получил новое назначение – на Могилевскую кафедру. Через 55 лет запустения начала возрождаться Могилевская епархия.

   С 1 августа 1989 г. Матушка исполняла послушание при Могилевском Ахиерейском доме, заведовала канцелярией, вела ризницу, заменяла кладовщиков Епархиального управления. Работы было очень много, так как поначалу в городе действовал единственный Борисо-Глебский    (Крестовоздвиженский) храм. Надо было организовать  Епархиальное управление и открывать Трехсвятительский Кафедральный собор. Шли разговоры о возможности передачи Епархии комплекса в Подниколье, находившегося в ужасном, полуразрушенном состоянии.

    «Глаза боятся, а руки делают», — повторяла Матушка народную пословицу. Так и в Могилеве постепенно трудами Архиепископа Максима и его  помощников начала созидаться церковная жизнь. Труднее всего было не ремонтировать и строить, а учить людей жить по-христиански.

   Владыка Максим справедливо полагал, что возрождению духовной жизни в городе на Днепре будет способствовать открытие не только приходских храмов, но и обителей, тем   более что в прошлом в Могилеве были  монастыри: Богоявленский Братский (мужской и женский), Свято-Никольский ( мужской и женский), Спасо-Преображенский (Архиерейский дом) и др.  В начале  1990-х годов Могилевский архипастырь намеревался учредить в городе 2 монастыря – мужской при Борисо-Глебской церкви и женский при Свято-Никольской. Господь благословил труды по созиданию женской обители. Первоначально там возродился приход 5 ноября 1990 г. По ходатайству Архиепископа Максима решением Могилевского горисполкома православному религиозному обществу был передан комплекс зданий бывшего Никольского женского монастыря для организации там приходской жизни. 1 декабря 1990 г. Настоятелем был назначен  протоиерей Борис Пташинский. Архипастырь доложил рапортом Святейшему Патриарху Алексию Второму  о намерении возродить монастырь и вскоре получил  следующую резолюцию Первосвятителя: «9 февраля 1991 года. Господь да благословит труды Ваши по возрождению  Свято-Никольского монастыря в г.Могилеве. Монахиню Евгению (Волощук) удостоить права ношения наперсного креста».

   Поначалу в обители было всего три насельницы, из которых только одна Матушка Евгения имела опыт послушания в обители. Поэтому не случайно Старшей сестрой Святейший Патриарх благословил быть монахине Евгении. Поскольку корпусов для жительства не сохранилось, сестрам приходилось ютиться в приспособленных помещениях. Главный храм Никольской обители был в полуразрушенном состоянии, и на восстановление его требовались колоссальные суммы. Иконостаса в соборе не было – каркас остался только в главном приделе.

   Веруя в помощь Божию и людское милосердие, жители Могилева во главе с Владыкой Максимом начали восстанавливать поруганную святыню. К Пасхе 1991 г. Прихожане привели в порядок территорию монастыря.  На третий день Светлого Христова Воскресения 1991 г. Владыка Максим служил в Онуфриевском храме монастыря Божественную Литургию, по завершении которой в сопровождении священства и мирян совершил крестный ход по территории обители. Владыка  Архиепископ  обратился к насельницам монастыря с одобрительным словом из Святаго Евангелия: «Не бойся, малое стадо, благоволи бо Бог дать вам Царствие  Небесное» (Лк.12,32).

Вскоре стало известно, что Могилев намеревается посетить Святейший  Патриарх Алексий. Всероссийский Первосвятитель вместе с Экзархом Митрополитом Филаретом и сопровождающими их иерархами посетил территорию  Подниколья 18 июня 1991 года. Святейший Патриарх осмотрел состояние построек  храмов, сестринского корпуса и преподал благословение первым насельницам обители, молитвенно призвав им на помощь Господа, Пречистую Его Матерь и Святителя Николая Чудотворца. Святейший принял участие в восстановлении обители своим личным пожертвованием, и его дар – паникадило  и сегодня радует взгляд каждого, входящего в Никольский собор.

   Вскоре Священный Синод Белорусской Православной Церкви официально благословил открытие Свято-Никольского женского монастыря в г. Могилеве и назначил настоятельницей монахиню Евгению с возведением ее в сан Игумении. Это произошло 18 октября 1991 года.

   Постепенно в обитель стали приходить послушницы. 28 марта 1993 г., в 4-ю неделю Великого поста – в день памяти преподобного  Иоанна Лествичника, после великого славословия впервые после долгих десятилетий духовного запустения в Могилеве запели умиленно: «Объятия Отча…».

   Владыка Максим почину совершил постриг в монашество первых трех сестер обители. 2 апреля 1995 г., также в 4 неделю Великого поста, Архипастырь  совершил постриг еще трех насельниц монастыря.

   Первоочередной заботой  Матушки Игумении было духовное воспитание сестер и паломников. В Свято-Никольском монастыре установилось особо благоговейное совершение богослужений. Матушка очень ценила церковную службу, ставила ее выше всех послушаний, говорила, что все остальное  —  преходящее. Она завещала совершать службу строго по церковному  Уставу, не сокращать служб и самим жить  по монастырскому  уставу. Еще матушка всегда учила почитать святительский сан и священнический, с уважением относиться к старшим, наставляла сестер быть верными Святой Православной Церкви.

   Несмотря на видимую строгость к сестрам по соблюдению Устава и исполнению своих обязанностей, Матушка с материнской любовью заботилась о каждой. Ее душа, как солнце, светила и согревала всех сестер, жителей города Могилева, паломников – всех, кто   приезжал в обитель.  Вспоминает Тамара Витальевна Копейко, доцент Могилевского государственного университета  имени А.А.Кулешова.

   «На многие мои вопросы Матушка отвечала не прямо, а иносказательно, вспоминала какую-то историю из своей жизни. Вот только один пример. Я спросила о своем, о наболевшем:

   — Матушка, любим ли мы Господа, если не можем или не хотим любить друг друга? Стоит ли с открытой душой идти к людям, если они способны причинять незащищенной душе боль? И не глупо ли, забывая обиды, снова искать в людях хорошее?

   Матушка не ответила прямо на эти вопросы. Она начала рассказывать о том, как после закрытия монастыря в Днепропетровске ей пришлось работать в органах соцзащиты, навещая больных на дому. Среди ее подопечных была одна лежащая больная, которая однажды сказала Матушке :

—  Вы так стараетесь мне помочь, ухаживаете за мной, а ведь я этого не заслужила.

Матушка рассказала о судьбе этой женщины-поэтессы, о том, в тяжелой болезни поняла она то, чего раньше не понимала и не пыталась понять. Вдруг Матушка внимательно посмотрела на меня и с еле заметной улыбкой произнесла:

-Я на всю жизнь запомнила эту женщину и слова из ее стихотворения:

На трудном жизненном пути –

Кому он не знаком? –

 Блажен, умеющий найти

  Хорошее в плохом.

Вечный дом

 Завещание настоятельницы Свято-Никольского

женского монастыря города Могилева

 Игумении Евгении

       — Се что добро, или что красно,

         Но еже житии братии вкупе.

                           (Пс.132, ст.1)

   Сестры мои возлюбленные!

   Жити, сестры, вкупе  означает вместе, единодушно любить Господа, исполнять заповеди  Его.

   Преподобный Максим  Исповедник поучает, какая любовь должна быть у нас: «Любовь есть особое расположение души, по которому она ничего из существующего в мире не предпочитает познанию Бога».

   Имея такую любовь к Богу, мы будем любить и ближнего, а это и есть самая главная заповедь Божия.

   Умоляю вас, сестры, непрестанно молитеся: всегда бо имя Господа Иисуса во уме, в сердце и во устех своих имети должны есте, глаголя присно: ГОСПОДИ, ИИСУСЕ ХРИСТЕ, СЫНЕ И СЛОВЕ БОЖИЙ, БОГОРОДИЦЫ РАДИ ПОМИЛУЙ МЯ ГРЕШНУЮ  (молитву сию не сокращайте).

   В полунощный час с земным поклоном читайте молитву: ОБЪЯТИЯ ОТЧА  ОТВЕРСТИ МИ ПОТЩИСЯ, БЛУДНО МОЕ ИЖДИХ ЖИТИЕ, НА БОГАТСТВО НЕИЖДИВАЕМОЕ ВЗИРАЯЙ ЩЕДРОТ ТВОИХ, СПАСЕ, НЫНЕ ОБНИЩАВШЕЕ МОЕ ДА НЕ ПРЕЗРИШИ СЕРДЦЕ, ТЕБЕ БО, ГОСПОДИ, ВО УМИЛЕНИИ ЗОВУ: СОГРЕШИХ, ОТЧЕ, НА НЕБО И ПРЕД ТОБОЮ.

   Им же образом желает елень на источники водныя, так и вы, сестры мои возлюбленные, спешите в храм Божий на молитву.

   Следите, чтобы службы были уставные, а житие ваше монашеское   —  согласно Уставу монастырей, утвержденному святыми отцами.

   Имя  Святейшего Патриарха Алексия II, имя возродившего обитель Архиепископа Максима и имя правящего архипастыря всегда поминайте в своих молитвах.

   Духовнии мои сестры и сподвижницы, не забудите мене, егда молитеся, но, зрящее мой гроб, поминайте мою любовь, да Господь учинит душу мою с праведными.

       10/23 июня 2006 г.

                                               Игумения Евгения         

Единое на потребу

Посвящается Игумении Евгении

Дороже временных отрад

Монаху вечная награда:

Коль сердце с Богом – ты богат,

И лучшего желать не надо.

Оно, презрев мирскую ложь,

И плоть земного притяженья,

И гнева дьявольскую дрожь,

Оделось в истину смиренья.

Оно не мертвое, о нет,

Коль благодать в нем поселилась,

И от нее небесный свет

И всем евангельская милость.

Оно в полунощи не спит,

Вечерню с утренней связует,

Все дни поет, благословит,

Благодарит и восписует…

      Иерей Михаил Укружский,

      Священнослужитель Свято-Никольского

 женского монастыря города Могилева.

Нет комментариев

Пока комментарии отсутствуют.

RSS-фид для комментариев к этой записи.

Извините, сейчас форма введения комментария недоступна.