Преподобный Антоний Великий
«Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злыя же страсти раждаются уже от нерадения и беспечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли, демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей».
«Ум не есть душа, но дар Божий, спасающий душу. Богоугодный ум течет впереди души и советует ей презреть временное, вещественное и тленное, а возлюбить блага вечные, нетленныя и невещественныя, так, чтобы человек, живя в теле, умом представлял и созерцал небесное и Божественное. Таким образом, ум боголюбивый есть благодетель и спаситель человеческой души».
«Как тело без души мертво, так душа без ума бездейственна (бесплодна) и Бога достоянием своим иметь не может».
«Добро невидимо, как невидимо сущее на небе; а зло видимо, как видимо сущее на земле. Добро есть нечто сравнения не имеющее; человек же, имеющий ум, избирает добрейшее. Один человек способен познавать Бога и творения Его».
«Убогий, не имеющий сил вредить, не ставится в числе деятельно благочестивых. Но кто может причинить вред и не употребляет силы своей на зло, а щадит уничиженных, по благочестию перед Богом, тот бывает причастником воздаяний благих и по смерти».
«Умная душа, стоя непоколебимо в своем добром намерении, как коня обуздывает гнев и похоть – эти неразумнейшие свои страсти, и за то, что борется с ними, укрощая и преодолевая их, увенчивается и удостаивается пребывания на небесах, получая сие, как воздаяние за посев и труды от создавшего ее Бога».
«Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова чуждые разума, суть колючие остны и иглы».
«Не заводи пустых речей, и тем, которые заводят их, не подставляй уха, чтобы не почерпнула им зла душа твоя».
«Ненавидь праздную речь о всем, что есть от мира сего».
«Не возвращайся вспять с пути уединения твоего».
«Мысли твои постоянно должны быть заняты Божественными заповедями, которые старайся и исполнять всеми силами, не оставляя ни одной, чтобы иначе душа твоя не сделалась вместилищем всех нечистот».
«Не бери пример с того, кто слабее тебя, но с того, кто совершеннее тебя».
«Ненавидь все, в чем есть вред для души твоей. Возненавидь все мирское и отдали его от себя; иначе оно само отдалит тебя от Бога».
«Мужество есть не что иное, как твердость в истине и сопротивление врагам; когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся более».
«Если кто укорит тебя безвинно в каком грехе, смири себя и получишь венец».
«Человек сластолюбивый (только приятного ищущий) ни на какое дело негож».
«… ни в ком нельзя найти все роды добродетелей в совершенстве. Но один украшается ведением; другой силен здравым рассуждением; третий тверд непоколебимым терпением; иной отличается смирением, иной воздержанием, иной благодатною простотою сердца; тот превосходит других великодушием, а этот милосердием, тот бдением, а этот – молчанием, или трудолюбием. Почему монах, желающий составлять духовные соты, должен, подобно мудрой пчеле, всякую добродетель заимствовать у того, кто наиболее освоен с нею, и слагать ее в сосуде сердца своего, не обращая внимания на то, чего нет у кого, но к той добродетели присматриваясь, и ту себе усвоить ревнуя, какою кто отличается».
«Любовь к Богу – еще сильнейший возбудитель ревности ( в «Добротолюбии» ревность определяется как нравственная энергия)… любовь сильнее страха, … говорил: «я уже не боюсь Бога, но люблю Его. И других убеждал он, чтобы паче всего воспитывали в себе любовь к Богу, как силу несокрушимую и неотпадающую.»
Далее можно читать: Добротолюбие.Том1.