Посеем семена добра…

Это блог о том, как остаться человеком в наше непростое время…

ПРОСВЕТИТЕЛЬ

Написано в рубрике: На вольную тему — admin 1:18 пп в Вторник, 2 августа, 2011

 икона

  Преподобный Иосиф Волоцкий ( в миру Иоанн Санин) родился 12 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское  близ города Волока Ламского (ныне Волоколамск) в семье благочестивых родителей Иоанна и Марины. Семилетним отроком Иоанн поступил на обучение иноку Крестовоздвиженского Волоколамского монастыря Арсению.

   В двадцатилетнем возрасте Иоанн выбрал путь монашеской жизни. По благословению старца Тверского Саввина монастыря Варсонофия он поселился в обители  преподобного Пафнутия, который и постриг его в иноческий чин с именем Иосифа.  Обитель находилась в городе Боровске.

   Восемнадцать лет провел Иосиф в послушании у преподобного Пафнутия. Работал в поварне, пекарне, больнице. По представлении преподобного Пафнутия в 1478 г. управление обителью перешло к преподобному Иосифу, который предпринял путешествие по другим монастырям в поисках должного устроения иноческой жизни. В Кирилло-Белозерской обители им был найден  сохраненным общежительный устав, заповеданный преподобным Кириллом, который позволял сохранить строгий чин общежития. Но братия Панфутьевского монастыря отказалась от такого строгого устава.  С немногими единомысленными ему братиями, преподобный Иосиф решил основать новую обитель по образу монастыря Кириллова в пустынном и безлюдном месте. И  15 августа  1479 году был освящен первый храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, которым и ознаменовалось создание будущей обители.

подмосковье

 

   Постепенно вокруг духоносного наставника стало собираться множество братии, желающей пойти по пути спасения.  Основой жизни в обители было отсечение своей воли, полное нестяжание, непрерывный труд и молитва.Все у братии было общим: одежда, обувь, пища, питие. Никто и ничего не делал без благословения настоятеля.Пища была самая простая, одежда скромная, у келий не было запоров. К богослужению являлись по первому благовесту, и каждый занимал в Храме строго определенное место. Переходить с места на место и особенно разговаривать в Храме строго воспрещалось. В свободное от службы время иноки совместно работали или келейно занимались рукоделием. Обязательной была ежевечерняя исповедь. Сну предавались лишь на короткое время. Женщинам и детям вход в монастырь был строго запрещен, братии возбранялось даже беседовать с ними.

   В трудное для Русской Церкви время  Господь воздвиг  преподобного Иосифа как ревностного поборника Православия и защитника церковного и государственного единства в борьбе с ересями и церковными нестроениями. Последователь преподобного Иосифа, Спасо-Елеазаровский старец Филофей, пояснял значение России как последнего оплота Православия на земле: "Все христианские царства пришли к концу и соединились в едином царстве  нашего Государя. По пророческим книгам, это есть Российское Царство: ибо два Рима ( Рим и Константинополь) пали, а третий (Москва) стоит, а четвертому не бывать".

   Преподобный Иосиф отошел ко Господу на 76 году жизни, 9 сентября 1515 года, незадолго до кончины приняв великую схиму.

   Величайшим подвигом преподобного Иосифа Волоцкого была его борьба против ереси жидовствующих. С тех пор, как по свидетельству "Повести временных лет", равноапостольный князь Владимир отверг искушение иудейской верой и Русь обновилась благодатью Крещения, "великая Русская земля 470 лет пребывала в православной вере, пока враг спасения, не привел скверного еврея в Великий Новгород", — пишет в "Просветителе" преподобный Иосиф. Оценивая жизнь жидовствующих как величайшую опасность, которой когда-либо подвергалась Русь, преподобный не преувеличивает. Ересь эта имела воистину всеохватный характер: она затрагивала все стороны вероучения , завладела умами множества людей самых разных сословий. Прельстительная опасность ереси заключалась в ее потаенном характере: это не было открытым насаждением и проповедью иудейской религии; превращение выросшего в православной вере человека в еретика, отвергающего все основы христианства. Все происходило постепенно и незаметно. Эта ересь коснулась и священников, через которых распространялась особенно губительно и страшно. На внешний взгляд приверженцы ереси оставались православными христианами и сохраняли наружное благочестие. Втайне же они совершали свои сквернодействия. Начинали с того, что возбуждали в малодушных и слабых сомнение в некоторых местах Священного Писания, и прежде всего Нового Завета, сооблазняли с помощью чернокнижия. Ересь жидовства была непримиримым и в то же время потаенным отрицанием основ христианства. Это отрицание и было ее смыслом и содержанием. В строгом смысле — и это особенно подчеркивает преподобный Иосиф — "ересь жидовствующих" была не ересью, а отступничеством — совершенным отрицанием христианства и полной противоположностью ему. И то, что это отрицание не декларировалось ясно и открыто, лишь усугубляло опасность.  Сами же жиды, убедившись, что дело разрушения православной веры стало на прочное основание, удалились из  Русской земли. 

   Дерзость еретиков особенно усилилась к 1492 году, когда многие по суеверию ожидали конца света. И вот в 1493 году по призыву Новгородского Святителя Геннадия со всей силой пламенной веры и ревности о Господе встал преподобный Иосиф Волоцкий. Он стал обращаться к епископам, монахам, благочестивым мирянам с воззванием противостоять злоумышленникам. Он пишет: "…На престоле чудотворцев Петра и Алексия и иных великих православных святителей ныне сидит скверный злобесный волк, облекшийся в пастырскую одежду, чином святитель, а делами Иуда предатель, бесам причастник… какого и среди древних еретиков и отступников не бывало… Если не искоренится этот второй Иуда — мало-помалу отступничество овладеет и всеми людьми…"

   Голос преподобного не остался одиноким. к нему стали присоединяться и другие архипастыри.

   Другой плод той же борьбы, сохраняющий и поныне немеркнущее значение для Русской Церкви и русской культуры — труд преподобного Иосифа Волоцкого, получивший точное название "Просветитель", где он не только разоблачает конкретную ересь 15 века, но и защищая православие как бы на будущие времена, дает образец подхода к любому не православному учению, — будут ли это латиняне, протестанты, экстрасенсы, эзотерики всех мастей и окрасов, проявляющих "новаторское и демократичное религиозное сознание".

 

Преподобный отче Иосифе, моли Бога о нас!

  

Далее можно прочитать в книге:   Преподобный Иосиф Волоцкий. ПРОСВЕТИТЕЛЬ. Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, Москва, 1993 г.

Нет комментариев

Пока комментарии отсутствуют.

RSS-фид для комментариев к этой записи.

Извините, сейчас форма введения комментария недоступна.