Посеем семена добра…

Это блог о том, как остаться человеком в наше непростое время…

СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЕ, МОЛИ БОГА О НАС

Написано в рубрике: Душа с душою говорит... — admin 7:39 пп в Суббота, 18 декабря, 2010

Любимый русским народом Николай-Чудотворец

 Правило веры и образ кротости, воздержания учителю яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

 

   «Приидите, о христоименитое собрание, на слышание нового чудесе, еже бысть в лето от сотворения мира 7210, от Рождества по плоти Бога Слова 1702», так начинается сказание. В этом году, — в царствование Петра Великаго, в Сибири, Томского округа, в деревне Крестининой, в доме вдовы Соломии Прокопьевой лежал на одре болезни житель города Томска, сын престарелого воина Саввы Рожнева, именем Григорий. Родственники и соседи, отчаявшись в жизни больного, окружили его постель и молча ожидали разлуки души с телом. Но вот они видят, что больной чего-то начал страшиться, трепетать, и потому стали с напряженным вниманием ожидать, что будет. Больной, до сих пор недвижимый, вдруг как бы невидимою силою всем телом поднимается с постели и начинает говорить с кем-то незримым для них, говорит много и все, как будто давая ответы на чьи-то вопросы, на чьи-то замечания. Наконец, он громко вскрикивает: «Господи! Все это сотворю, помилуй меня», тихо опускается на постель, приходит в себя и, озирая всех, объявляет, что он совсем здоров, что только чувствует еще в себе большую слабость. Все крайне этому изумлялись, изумлялись и тому еще, откуда взялся, как очутился в доме на божничке образ Николая чудотворца;  у Соломии Прокопьевой никогда такого образа не было, и никто из находившихся тогда тут его не приносил. Вскоре (на следующий день или через день) бывший больной Григорий послал за духовником своим, священником села Спасского, что на реке Я, Иоанном Кузминым, и ему пред приобщением св. Дарами рассказал, что с ним было в то время, как он ежеминутно ожидал себе смерти. Родственники и соседи, бывшие очевидцами всего, что с ним тогда делалось, и слышавшие, что в то время говорил он, подтвердили его слова.

   Вот его рассказ. «Лежа на постели, говорил Григорий, увидел я в избе и даже на улице множество черных и отвратительных чудовищ. Они сначала производили разные мерзкие игры, потом все напали на меня с такою лютостью, что я думал – меня тотчас же растерзают. Тут взмолился я в уме своем Господу Богу, да избавит меня от этих скверных демонов и не попустит мне окаянному погибнуть с беззакониями моими. Вдруг, после того, в комнате сделалось необыкновенно светло, и все бесы исчезли. При этом я увидел образ святителя Христова  Николая, сиявший как солнце; он несся сам собою, держимый невидимой силою;  за образом шел старец, похожий на изображеннаго на нем, в архиерейской одежде, с копьем или жезлом в руке. Икона, принесенная в дом невидимою рукою, тою же невидимою рукою была поставлена на божнице и пред ней сама собой загорелась свеча. Тогда старец положил мне на сердце свой жезл, болезнь моя вмиг прекратилась, и он грозно сказал мне: «Зачем ты, злой человек, полагаешь надежду на дьявола и недобре говоришь о богатстве? Скажи мне правду, как ты вот тогда-то, идя дорогой, рассуждал о богатстве?» Тут я увидел, что ему все известно; известны между прочим и мои злые  помыслы, и поэтому рассказал ему, как я и когда соблазнялся чужим богатством, роптал на свою бедность, и как я раз, идя дорогой, думал в себе,  что богатым богатство, должно быть, носят или собирать помогают бесы, что поэтому хорошо бы и мне с ними познакомиться, что они и мне стали бы носить деньги, и за такую помощь я стал бы почитать их. На  это старец сказал мне: «малодушный! Оказали ли бесы тебе какую-нибудь помощь в твоей бедности и в настоящей твоей болезни?  Если бы я теперь не поспешил к тебе на помощь, то они погубили бы тебя душевно и телесно. Да знаешь ли ты, кто я»? «Не знаю, господи мой, господи, кто ты?», отвечал я ему. «Я – архиепископ Николай Мирликийский чудотворец, скорый христианам помощник в бедах; икона же, на которой изображен лик мой, доселе находилась в доме соседа вашего, Ильи Крестинина, но вместе со мной отошла оттуда, потому что там ей оставаться мерзко. В доме его нет никакого благочиния, там одно беззаконие. Сам Илья простоумен и глумитель, дети его и внучата воспитаны беззаконно, живут не   похристиански, церковь Божию оставили; в доме его отовсюду собираются кудесники, ветреники и ветреницы для безчинных игр, песен, плясок, все это сквернит человека и ведет его к погибели;  поэтому я и вышел из его дома , не терпя в нем беззакония и неистовства. В дом же вдовицы сей Соломии пришел я, уважая чистоту ея и страннолюбие. Но и у нея не без греха: за детьми своими она не наблюдает, во всем снисходит им, и они с сверстниками своими сквернословят, в дни воскресные  и праздничные едят и пьют рано, что все истинному христианину не прилично. И ей, Соломии, и им, ея детям, скажи ты, Григорий, чтобы исправились, иначе зле погибнут и они. Что же касается до Ильи, то его сокрушат тяжкие болезни, в них он и жизни лишится; дом его сгорит; с домом погибнут и два его сына; тоже самое будет и с домом и детьми Соломии, если не исправятся. Образ мой, который ты видел вошедшим в дом этот, пусть будет отнесен с  подобающей честью  в деревню Семилужную, и пусть поставят его там в молитвенном доме Вознесения Господня; я хочу, чтобы там стоял и был почитаем мой образ».

   После того светоносный старец сказал мне: «отселе, Григорий, исцеляет тебя Господь мой, Иисус Христос, мною, рабом своим, и ты, когда совершенно оправишься, восстань убо, иди в град Томск и рцы без боязни всем во граде священноначальникам  и судиям градским и прочим гражданам, яко вси они прогневали Творца своего и Господа, и ходиша в путь беззакония своего и мерзкия похоти, и вси уклонишася, вкупе непотребни быша, всяк возраст и всяк род, рабы и свободны, прости и воины, начальницы и подначальнии, мужи и жены, отроки со старцы, иноки и бельцы, иереи и вси церковницы, присно согрешающее, досаждая, обидя, лихоимствуя, оболгая, неистовствуя, прелюбодействуя и прочими изобилуя безчинии.  Аще же от всех сих не пристанут, не умолят сотворшего Господа своего покаянием, слезами и не покажут веры своея делами, заповеданными христианам, глаголю же – кротость, умиление, любовь, долготерпение, человеколюбие, благостыня, милование, мир, истина,  ихже  кроме всех грядущих напастей свободиться не могут. К тому же и сия повелеваю, да запретят ненаказанным, еже бы от всякия игры бесовския престали, и дабы хранили уста свои от  сквернословия;  аще же сего не сотворят и не отстанут путей своих лукавых и развращенных: то Божия отмщения не избегнут». Наконец старец тот сказал мне: «будешь ли ты объявлять людям об этом видении, возвещать это страшное веление? Если нет, то сейчас же погибнешь, злосчастный».  Тут-то я и закричал: «Господи! Сотворю все это, помилуй меня!»  После того он тихо опустил меня на постель и, сказавши: « завтра я опять приду к тебе, ожидай меня»,  стал невидим. Тогда я, заметил рассказывавший, уже совершенно уразумел, что являвшийся был действительно славный чудотворец Мирликийский, святитель Николай. На следующее утро, продолжал говорить исцелевший и удостоившийся видения Григорий Рожнев, когда я лежал еще в постели и размышлял о своем страшном видении, снова явился в дом тот светоносный  старец, был он, как и прежде, в архиерейском облачении, с двумя крестами на персях и с третьим , самым светлым на ременах, стал пред святыми иконами и читал книгу. Но вскоре, согнувши книгу, он подошел ко мне; я смотрел и услаждался прекрасным видением; тогда он наклонился и сказавши мне на ухо: «ныне я отхожу от дому Ильи, и благодать моя уже не пребудет в нем», стал, как накануне невидим. Все, доселе разсказанное исцелевшим Григорием клятвенно подтвердили пред Спасским священником  Иоаном брат Григория, Иван  Рожнев, хозяйка дома – вдова Соломия Прокопьева с сыновьями и многие их однодеревенцы, которые, как сказано в начале, пришли навестить умиравшаго и потому были свидетелями всего случившагося с ним;  видели, например, сначала его при последнем издыхании, потом в ужасе и трепете, далее поднявшимся на постели всем телом, и при этом слышали, как он сперва кому-то долго отвечал, а под конец в страхе вскричал: «Господи! Все это сотворю, помилуй меня».

   Предвещание и вместе угроза св.Николая касательно Ильи Крестинина вскоре сбылись; в ночь на четвертые сутки после видения, бывшаго Григорию Рожневу, у того крестьянина сгорела кладовая со всем имением, а в 30 день после видения сам он впал в какую-то тяжкую болезнь и вскоре умер.

   Икона святителя Николая, перенесенная невидимою силою из дома  крестьянина Ильи в дом  крестьянской же вдовы  Прокопьевой, согласно повелению Святителя, была отнесена крестьянами, при сопутствии священника Кузьмина, из деревни Крестининой в деревню  Семилужную и поставлена в Вознесенской часовне , вместо которой теперь давно уже существует церковь.

   Между тем ( во время между пожаром у Ильи Крестинина и его смертью) Григорий, сподобившийся  видения, совершенно оправился от болезни, пришел в Томск и рассказал о всем, бывшем с ним, между прочим о явлении ему святителя Николая и о прещении Божием на Томск, архимандриту Алексеевского  монастыря Варлааму, протопресвитеру Григорию Васильеву,  священникам градским, а также воеводе, стольнику Григорию Петровичу Соловаго, сыну его Лаврентию  и всем лучшим гражданам. Вызванные в город – вдова Соломия, Иван Рожнев и другие, бывшие свидетелями случившегося с Григорием Рожневым, единогласно подтвердили все рассказанное им, а пожар, истребивший, по предвещанию святителя Николая, дом и имение крестьянина  Крестинина,  свидетельствуя о божественности бывшаго тому Рожневу видения, в то же время служил и предвестием бедствий, грядущих на Томск.

   Для отвращения гнева Божия от города – воевода, лица духовныя и граждане положили общим советом послать в деревню Семилужную священно- и церковнослужителей (Воскресенской церкви священника Афанасия Андреева с причтом), с нарочитыми гражданами для того, чтобы принести оттуда с подобающей честию ознаменованную особенною благодатию Божиею икону Мирликийского Чудотворца  в город. Посланные отправились, и когда принесли икону, граждане все, от мала до велика,  вышли ей на встречу, принесли с радостью и умилением, и долго, в посте и покаянии, молебствовали пред ней.  Господь призрел на слезы и молитвы жителей Томска и, по ходатайству святителя Николая, пременил  Свой гнев против них на милость. (Перессказ с славянскаго языка сказания). Напечатано с «Житие и чудеса св.Николая Чутотворца, архиепископа Мирликийскаго и слава его в России» С.-Петербург, Синодальная типография, 1899г.

 

Нет комментариев

Пока комментарии отсутствуют.

RSS-фид для комментариев к этой записи.

Извините, сейчас форма введения комментария недоступна.