Отвечая на письма
«Добрый день. Спасибо за ответ. Но мне хотелось бы поконкретнее разобраться в своей обидчивости. Вот, например. Я ехала с дочкой от родителей. Дело было в метро. Нам нужно было выходить. В дверях на выход стоял очень большой и толстый мужчина. Я спросила у него: «Вы выходите?». Он что-то промычал в ответ. У меня в одной руке тяжелая сумка, другой рукой я держу ребенка. Мне пришлось оттолкнуть его плечом, чтобы выйти из вагона. Он прокричал мне вслед что-то ругательное. А я всю дорогу злилась на него. Или другой случай. Была на воскресной службе. Народу было не так уж много. Рядом со мной примостилась бабушка, которая встала ко мне впритирку. Я делаю шаг в сторону, она за мной, я еще шаг в сторону, она опять за мной. За службу метра на три от нее уходила, а она, как нарочно, опирается на меня и все тут. Я в конце службы ей и говорю: « Бабуля, места кругом полно, что ты на меня опираешься. Видишь, во мне весу 40 килограмм, мне тяжело тебя держать.» А она мне в ответ: «Прости, дочка, я и не заметила». Как это она не заметила? И таких ситуаций у меня в жизни полным полно. Говорю батюшке, а он мне в ответ: «А ты не сердись.» А как, если не я их ищу, а они меня ищут?»
Хорошо. Спасибо. Давайте попытаемся в этом разобраться. Сейчас попробую пересказать первую историю, как я ее услышала. Вы ехали с маленьким ребенком в общественном транспорте. У Вас была тяжелая сумка, народу в метро, даже в будние дни мало не бывает. Возможно, что Вы испытывали некоторое чувство усталости, а, возможно, и беспокойства. Если человек находится в «турбулентном», а не в «нейтральном» состоянии, он может воспринимать объективную реальность несколько измененной или искаженной. Потому что его настроение изменено. И именно это может служить «бензином» для того, чтобы вспыхнул костер гнева или, мягче — сильного раздражения даже при малейшей провокации из вне. Тем более, как мы с Вами говорили раньше, Вы отмечаете в себе склонность к определенному типу реагирования. Мы с Вами тогда определили это как привычку гневаться. Или привычку «защищаться» с помощью гнева. То есть в этой ситуации психологической «турбулентности» Вы определяете человека, заслонившего проход, как «ПРОБЛЕМУ». Он – Ваша реальная проблема. Сказать ему об этом, значит — вызвать эскалацию конфликта. Вы заменяете слова действием. Толкаете его и быстро выходите. Он успевает среагировать руганью, но вы и ребенок уже в безопасности. Хотя Ваше настроение не только не улучшилось, оно ухудшилось, и Вы всю дорогу ведете с ним внутренний диалог, объясняя ему и себе, какой он «Плохой». Можно условно назвать это состояние « психологическим несчастьем», потому что выход из него не длится одну минуту и потому что такой тип реагирования повредил Вам больше, чем ему.
Теперь давайте посмотрим на ту же самую ситуацию по-другому. Допустим, что Вы находитесь в «нейтральном состоянии». Вы внимательно смотрите на выход перед тем, как встать, взять за ручку малышку и поднять тяжелую сумку. Условно, слева стоит большой мужчина, который загораживает дверь для выхода из вагона. И он не вызывает у Вас доверия. Справа – выход свободный, или там стоит кто-то, кто кажется Вам симпатичным. Вы выбираете выход справа. Выходя – сохраняете «нейтральное» состояние. Если и справа – ситуация неоднозначная, оцениваете, где будет удобнее выйти. Если все-таки мужчину обойти не удается, то, как мне кажется, можно пораньше встать, подойти к нему и сказать с максимальной доброжелательностью: «Простите, я не хочу Вас беспокоить. Мне очень нужна Ваша помощь. Помогите, пожалуйста.» Уверяю Вас, если человек не глух, и хотя бы относительно адекватен, Вам помогут. И тогда, выйдя из вагона вместе с ребенком и тяжелой сумкой, Вы будете идти в хорошем настроении, понимая, что мир – не опасен. Что в нем есть люди, которые готовы Вам помочь. Просто их об этом нужно уважительно попросить. Подобное притягивает подобное. Есть замечательное правило – «прояви сочувствие к человеку, его проблемам, тогда, возможно, он проявит сочувствие к тебе и твоим проблемам». Мы ведь с Вами не знаем, что было на душе у этого «большого» мужчины. Может быть, он тоже прибывал в «турбулентном» состоянии?
Быть к людям добрым, уважительным и терпимым человеком – очень «выгодное» дело. Потому что тогда мир поворачивается к тебе той же стороной. Мой духовный отец говорит: «Если с тобой начинают происходить несчастья, крепко думай, какая негативная грань тебя заявила о себе. От всего сердца благодари Бога и делай все возможное, чтобы исправить ЭТО внутри тебя с Божьей помощью; применяй и свои усилия».
Теперь второй случай. Про бабушку в Церкви. Как мне кажется, уже на втором или третьем шаге движения, было бы важным понять, что конкретно Вам мешает молиться. И если опять обратиться к реагированию из «нейтрального» состояния, то можно было бы тихонько отойти совсем в другую сторону Храма. Или выйти на улицу, немного побыть на свежем воздухе, потом вернуться обратно и встать в другом месте. А вот если посмотреть на это из «турбулентного» состояния, то можно опять сказать, как «большому» мужчине: «Моя проблема – это Вы.» Но теперь мы с Вами понимаем, что не все так однозначно. Проблема живет не во вне, она — внутри нас. И наша задача ее увидеть, обнаружить, чтобы осознать, и рассказать об этом Господу в своей молитве. Это и есть подвижничество или продвижение. Именно об этом в один голос говорят Святые отцы. «Упражняться в добродетелях» — это не только «творить добрые дела», это и осознанно выявлять и отказываться от какой — либо страсти (привычки) внутри своего сердца. И получая помощь Божию, выстраивать, в том числе, и совершенно иную линию реагирования и взаимодействия с этим миром.
Мне бы хотелось добавить, что бывают такие проблемы во вне, которые человеку изменить невозможно. Смертельная болезнь, военный конфликт, природные катаклизмы и другие. Для таких проблем не существует способа их преодоления, кроме ….. возможности посмотреть на это под другим углом зрения. С помощью «новой» линии реагирования. Благодаря такому подходу в самых сложных ситуациях можно увидеть позитивные моменты.
Как мне кажется, было бы важным сказать о чувстве «турбулентности», которое может возникать от случая к случаю. А может быть практически постоянным. Бывает, что человек не выспался, злоупотребил накануне едой или питьем, подхватил какую-либо инфекцию, переработал и д.т. Тогда, как следствие «стресса», у него может возникать «внутренняя болтанка» или психологическая неустойчивость. Если это не закрепляется, то вскоре проходит после отдыха, прогулки, воздержания в пище. Но есть определенные заболевания, которые держат организм в постоянном напряжении. Например, к таким заболеваниям относится язва двенадцатиперстной кишки, различные виды нарушений в работе щитовидной железы, сахарный диабет и др. Здесь чувство «турбулентности», повышенной возбудимости, сопровождает человека практически всю его жизнь с момента болезни. И это повод осознать и сделать выбор в сторону желаемого поведения. Слышала о том, что некоторые свойства нашего характера могут вызывать ту или иную болезнь. Подумав, могу согласиться с тем, что это можно рассматривать, как Божию помощь и испытание одновременно для исправления и спасения человека.
Думаю, что меня могут упрекнуть в том, что довольно часто использую слово «осознанность». Оно не является термином в рамках православной веры. Это так. Тем не менее. Осознавать себя, видеть внутреннее устроение, ошибки, пристрастия – это путь, по которому можно идти к Богу с просьбой об исправлении. Со смиренным пониманием, что своими силами невозможно совершить это таинственное преображение внутреннего человека. Но что невозможно человеку, возможно Богу.
Одно время мне посчастливилось помогать батюшке в хосписе. Это место, где умирают раковые больные. Их привозят на короткое время, облегчают страдания. И оттуда люди уходят из этой жизни. У меня там была встреча с одной женщиной. Мы с ней разговаривали. Я приходила несколько раз в неделю и просто беседовала с ней. Слушала. Батюшка в это время ходил по палатам, исповедовал и причащал. Она была не крещенной. Всю жизнь работала на партийной работе. А муж у нее был верующим человеком. Он на нее не нажимал. Но было видно, как он страдал. Ему было очень больно, что она уходит из этой жизни в полное небытие. Батюшка мне запретил говорить с ней о крещении. И сам не говорил. Просто приходил в палату, беседовал о чем-то светлом, добром, он был «включен» в ее состояние. И за несколько дней до смерти она попросила сама о крещении. Это была для всех нас такая радость. Не знаю, как сложилась бы ситуация, если бы мы стали на нее «давить». К чему я об этом говорю? К тому, что все мы очень связаны друг с другом через Бога Духом. И если мы обращаемся к лучшим проявлениям человеческой души, то рано или поздно начинаем получать « светлые» отклики от других людей. И наша душа усваивает новую линию поведения. И тогда начинается любовь друг к другу в Боге.
А теперь – лирическое отступление, не в связи с Вашим письмом. Каждый человек имеет право на личные убеждения или ВЫБОРЫ. Я – пацифист. И глубоко убеждена, что мир спасает любовь, красота и ненасилие. Уверена, что агрессия, и ее проявление в качестве войн, драк, доминирования – это признаки слабости, а не силы, признаки трусости. Когда нет аргументов, силы Духа, чтобы отстоять свою точку зрения – в ход идут кулаки и в прямом и в переносном смысле слова. Правота отстаивается образом мыслей и образом жизни, аргументированной позицией, жертвенностью «во имя», а не «побиванием камнями». И вместо того, чтобы обвинять нужно изо всех сил постараться найти извинение человеку или совершаемому им поступку. Безусловно, не могу ждать, что все будут со мной согласны. Это мои выборы.